Что произойдет, если видео или аудио контент заменит чтение? Ответ на этот вопрос нашли авторы нового исследования, детально изучив связь между чтением и эволюцией человеческого мозга.
Чтение традиционно считалось одним из главных способов познания мира. Однако результаты последних исследований показывают, что привычка читать для удовольствия постепенно сходит на нет. Особенно это касается молодежи: почти каждый четвертый человек в возрасте 16–24 в Великобритании вообще не читает. Более того, по данным организации The Reading Agency, 50 процентов взрослых жителей страны не привыкли регулярно читать (в 2015 году так говорили 42 процента опрошенных).
Чтение и мозг
Цифровые медиа и социальные сети могут надолго «захватить» наше внимание, предлагая контент в более легкой и наглядной форме. Стоит ли удивляться, что времени на чтение остается все меньше (впрочем, как и желание скрасить вечер в компании книги). Снижение интереса к чтению среди молодежи и взрослых вызывает серьезные опасения у педагогов, ученых и специалистов по когнитивному развитию. Их тревогу объясняют как минимум две важные причины: снижение языковых способностей и навыков чтения.
Сторонники классического подхода полагают, что язык развивается во время устной и письменной практики. Если человек перестает вдумчиво читать, то его словарный запас, наряду со способностью понимать сложные конструкции и формировать грамотную речь, может заметно сократиться. Эти изменения также затрагивают деятельность мозга.
Мозг пластичен: он постоянно и перестраивается в зависимости от предлагаемой «нагрузки». Исследователи полагают, что если многие поколения будут читать мало, это может изменить приоритеты в развитии нейронных цепей и даже затронуть эволюционные механизмы — ведь речь идет о нейробиологической основе языка.
Но в каком именно направлении происходят эти изменения и к чему могут привести? Ответы на эти вопросы не так просты, как может показаться на первый взгляд – для этого необходимо понять, какие области мозга задействуются при чтении и чем структура этих областей отличается у людей с разным уровнем читательских навыков.
Ключ к разгадке: левое полушарие
Ученым давно известно, что языковой «центр» в мозге сосредоточен в левом полушарии. Расхожее объяснение гласит: левое полушарие специализируется на быстрой, детализированной обработке звуковой информации (так называемой «временной» обработке), тогда как правое сильнее в «пространственно-частотном» анализе, например в музыке и некоторых аспектах восприятия речи.
Результаты нового исследования, опубликованного в журнале Neuroimage (выполненного на основе обширной базы данных Human Connectome Project (HCP)), в котором приняли участие свыше 1000 человек, в очередной раз подтвердили: мозг действительно устроен так, что «запаса прочности» у левого полушария для обработки речи больше. Детальный анализ показал еще кое-что интересное: у любителей читать выделяются две области левой височной доли, оказывающие существенное влияние на то, как мы связываем написанные слова с их звучанием и значением.
К анатомическим маркерам хорошего чтения также относится передний отдел левой височной доли (или левый височный полюс). Эта структура считается одним из «семантических узлов» мозга и помогает ассоциировать и классифицировать разные типы смысловой информации. У людей, которые много читают, левый височный полюс оказался крупнее, чем правый (что логично).
Слух также играет важную роль в областях мозга, связанных с речью. В частности, извилина Гешля (центр слухового восприятия коры головного мозга), расположенная в верхней височной доле тесно связана со звуковыми образами языка, особенно на ранних этапах обучения: дети учатся соотносить буквы и их звучание, формируя так называемое «фонологическое осознание».
Результаты ранее проведенных исследований показали, что у людей с дислексией левая извилина Гешля тоньше, а новое исследование уточнило предыдущие данные. Оказалось, резкого деления на «больных» и «здоровых» не существует, так как толщина этой области варьируется. Причем тенденция такова, что более толстая кора в левой извилине Гешля коррелирует с более высокими навыками чтения.
Это важно, поскольку когда ученые говорят о коре мозга, то часто обращают внимание на два параметра: толщину коры и площадь поверхности. Логично предположить, что чем толще кора, тем лучше — ведь там размещается больше нейронов. Однако в реальности все намного сложнее.
Толщина коры
Для левой слуховой коры характерно более обильное содержание миелина — жирового вещества, формирующего «изоляцию» вокруг нервных волокон. Оно ускоряет передачу сигнала и помогает столбикам (колонкам) нейронов работать более изолированно друг от друга. Такая организация подходит для «категориальной» обработки речи: мозг не высчитывает точный момент, когда голосовые связки начинают вибрировать, а «решает», звучало ли это как «д» или «т». Считается, что из-за высокого уровня миелина участок коры может стать более «распластанным», то есть в среднем тоньше, но шире в поверхностном плане.
Толщину коры называют плюсом для сложного анализа. Некоторые области, наоборот, помогают обрабатывать интегрированную, многокомпонентную информацию. Для таких зон характерна большая толщины коры, возможно, из-за более развитых связей между колонками нейронов. Так, передняя часть височной доли — одна из самых толстых областей, ведь она интегрирует множество смысловых связей (от словесной семантики до ассоциативных образов).
У тех, кто много читает, все сбалансировано: человеческий мозг сочетает и «распластанные» области с высоким уровнем миелина и более «толстые» области с разветвленными дендритами (разветвленные отростки нейронов, получающие информацию через химические (или электрические) синапсы от аксонов). Умение хорошо читать, судя по всему, требует тонкой работы слуховой коры и мощной семантической интеграции.
Практика меняет мозг
Важно понимать, что структура мозга — вещь не статичная: нейроплатичность проявляется, когда мы получаем новый опыт или учим новые навыки. Например, у студентов, изучающих иностранные языки, увеличивается толщина коры в ряде языковых областей головного мозга. Аналогичным образом, регулярное чтение может формировать более «прокачанные» слуховые и семантические области. Но если мы отказываемся от чтения, то мозг реже задействует эти цепочки и понемногу сдвигает акценты на что-то другое.
Сама мысль о том, что целое поколение может утратить привычку к чтению, заставляет бить тревогу. Чтение — это не просто распознавание букв, а комплексный и сложный процесс, который развивает воображение, эмпатию и способность к длительному сосредоточению, – отметили авторы научной работы.
Будущее без чтения: эволюционный регресс?
Распространенная гипотеза гласит, что массовый отказ от чтения может негативно сказаться на развитие общества и эволюции человека. В конечном итоге современный человек, в отличие от своих предков, обладает развитой речью и письменностью.
Мозг, адаптируясь к письму и чтению, вероятно, обрел новые нейронные связи, которые позволили нам фиксировать знания и развивать научную картину мира. Однако если мы массово вернемся к чисто устной культуре — пусть и виртуальной, – когда контент воспринимается, скажем, через видео или аудио — изменятся ли фундаментальные стратегии восприятия и познания?
Отказ от чтения также чреват когнитивными изменениями: вместо глубокого анализа текста люди привыкают к коротким видеороликам и скроллингу в соцсетях. Последствия очевидны уже сегодня – молодым людям сложнее сосредоточиться и анализировать информацию. Более того, как ранее обнаружили ученые, чтение чтение художественной литературы развивает эмпатию (способность понимать чужие мысли и чувства). Следовательно, при отказе от литературы мы рискуем этот навык потерять.
С другой стороны, поклонники аудиовизуального формата быстрее узнают информацию. Но эквивалентно ли потребление контента глубокому пониманию мысли и текста? Сказать наверняка пока сложно – мозг «гибкий» и каждое поколение привыкает к своим «технологическим паттернам». Однако если во всем мире люди станут читать критически мало, человечество может не просто утратить навык с богатейшей историей, но и изменить паттерны развития мозга.
Чтение – наше все?
Итак, что делать, если вы хотите поддерживать мозг в хорошей форме и улучшить навыки чтения? Способ, к счастью, есть и он очень простой: читайте. Известно, что даже непродолжительное ежедневное чтение (даже 20–30 минут) способствует развитию областей, связанных с языковой обработкой и пониманием смысла.
Если с чтением проблем нет, то можно попробовать усложнить задачу и перейти к более сложным и содержательным текстам, научно-популярным статьям и художественной литературе с глубокой сюжетной линией. Нелишним будет тренировка слухового восприятия информации: слова можно проговаривать вслух, искать рифмы, а также обращать внимание на то, как звучат буквы. Чем лучше вы ощущаете «мелодию» родного языка, тем легче сопоставлять буквы с их звучанием.
Привычка читать действительно «строит» наш мозг: левый височный полюс «отвечает» за понимание значения слов, извилина Гешля – за слух и фонологическую составляющую чтения, – подытожили исследователи.
Если же люди перестанут читать, то многие индивидуальные навыки, а также уровень общественной грамотности может существенно пошатнуться. Чтение — мощный инструмент для передачи знаний, развития критического мышления и способности к состраданию и саморефлексии.
Мозг, конечно, может адаптироваться к аудио или видеоконтенту, но сможем ли мы без чтения в полной мере развивать наш когнитивный потенциал — вопрос открытый. Словом, если вы давно откладывали книжку «на потом», самое время достать ее с полки: ваше левое полушарие (да и все человечество в целом) скажет вам за это спасибо.