Берлинский международный кинофестиваль «Берлинале» – это самое крупное событие в Германии и одно из важнейших в Европе. Фестиваль, начиная с 1951 года, проводится ежегодно в столице Германии.
В минувший уикенд были подведены итоги 67-го Берлинале — первого из «большой тройки» (Венеция — Канны — Берлин) самых статусных кинофестивалей европейского континента. Жюри основного конкурса во главе с голландским режиссером Полом Верховен выступило в унисон с общественным (и, что совсем уж редкость, критическим) мнением, наградив Золотым медведем — призом лучшему фильму Берлинале — максимально далекую от повестки дня драму «О теле и душе» венгерки Ильдико Эньеди.
Представляем вам итоги кинофестиваля Берлинале-2017.
«О теле и душе»
Давным-давно, в 1989 году, выигравшая Золотую камеру Канн за лучший режиссерский дебют («Мой XX век» с Олегом Янковским), Эньеди не напоминала о себе с этого самого XX века, а, вернувшись с мелодрамой, поставленной в декорациях будапештской скотобойни, покорила и аудиторию Берлинале — крупнейшего из мировых кинофестивалей, открытых для широкой публики, — и его авторитетное жюри (где, наряду с Верховеном, заседали актеры Мэгги Джилленхол и Диего Луна, режиссер Ван Цюйанань и художник Олафур Элиассон).
Ильдико Эньеди
Еще две престижные награды Берлинале — Гран-при жюри и приз Альфреда Бауэра за «открытие новых перспектив в киноискусстве» — достались драме «Фелисите» малоизвестного сенегальца Алена Гомиса и триллеру «След зверя» именитой полячки Агнешки Холланд, выступившей с пламенной речью о важности как киноискусства, так и новых перспектив в нем. А вот еще один отмеченный жюри ветеран, финн Аки Каурисмяки, за своим призом — Серебряным медведем лучшему режиссеру — не вышел, предположительно обидевшись на то, что он не был главным.
Ален Гомис
Агнешка Холланд
Полностью проигнорировав взятые в конкурс англоязычные фильмы (вроде «Ужина» Орена Мовермана и «Вечеринки» Салли Поттер), Серебряных медведей лучшим актерам жюри вручило австрийцу Георгу Фридриху («Белые ночи») и кореянке Ким Мин-хи («Ночью у моря одна»), а Серебряного медведя за лучший сценарий предложило распилить чилийцам Себастьяну Лелио и Гонсало Масе («Фантастическая женщина»). Те или иные призы присуждались еще в двух десятках категорий, но самый заметный из них — приз ассоциации кинокритиков FIPRESCI — достался опять-таки Эньеди с «О теле и душе».
Георг Фридрих
Ким Мин-хи
Открывал 67-й Берлинале байопик легендарного гитариста Джанго Рейнхардта, а самой громкой из фестивальных премьер единогласно признан «Логан» — голливудский блокбастер, в котором Хью Джекман официально попрощался со сделавшей ему имя ролью Росомахи и неожиданно нарвался на лучшую прессу в своей карьере. Вовсю рекламируемый как программное заявление Людей Икс, «Логан» выйдет в прокат уже через две недели и, преуспев в нем, наверняка ускорит экранную встречу Росомахи и Дэдпула (благо эта идея симпатична и Джекману, и Райану Рейнольдсу), пишет ELLE.
«Логан»
Высматривать в берлинской программе будущих оскаровских номинантов — занятие, прямо скажем, неблагодарное (Берлинале — не Канны и тем более не TIFF), хотя пример прошлого года учит, что все возможно: открывавший фестиваль «Да здравствует Цезарь!» номинирован за лучшие декорации, а награжденный Золотым медведем «Огонь в море» претендует на «Оскар» лучшему документальному фильму. Последуют ли по их следам Эньеди, Каурисмяки или, чем черт не шутит, «Логан», мы узнаем всего-навсего через год, а вот как выглядит полный список лауреатов основного конкурса 67-го Берлинале:
Золотой медведь — «О теле и душе» Ильдико Эньеди
Серебряный медведь (Гран-при жюри) — «Фелисите» Алена Гомиса
Серебряный медведь (Приз Альфреда Бауэра) — «След зверя» Агнешки Холланд
Серебряный медведь за лучшую режиссуру — Аки Каурисмяки, «По ту сторону надежды»
Серебряный медведь за лучшую мужскую роль — Георг Фридрих, «Белые ночи»
Серебряный медведь за лучшую женскую роль — Ким Мин-хи, «Ночью у моря одна»
Серебряный медведь за лучший сценарий — Себастьян Лелио, Гонсало Маса, «Фантастическая женщина»
Серебряный медведь за выдающиеся художественные достижения — Дана Бунеску, «Ана, любовь моя» (монтаж)