Одним из самых важных косметических средств, которое можно найти в косметичке любой женщины, является пудра. С помощью пудры мы придаем нашей коже ровный цвет и гладкую текстуру, удаляем излишки жира, маскируем неровности и проблемные участки кожи.
Пудра помогает создавать макияж утром и освежать его в течение дня. В общем, о замечательных возможностях пудры можно рассуждать долго, но главный вопрос состоит в проблеме выбора пудры.
Ежегодно дамы со всего мира используют до 700 тысяч тонн этого косметического порошка. История пудры начинается с древнейших времен. Чего только не использовали женщины (а в некоторые периоды и мужчины), чтобы выбелить свое лицо. Одни предпочитали глину, другие – свинцовые белила, а третьи и вовсе пудрились пометом крокодила, растертым в порошок.
Еще в древнейшие времена люди покрывали свои лица и тела белой глиной. Считалось, что так злые духи их не заметят, а поэтому и не причинят вреда. С возникновением египетской цивилизации выбеливание кожи приобрело другое значение. Светлая кожа считалась признаком высокого социального статуса. Рабы и чернорабочие, сутки напролет находившиеся под солнцем, были невероятно смуглыми. И чтобы визуально подчеркнуть свою принадлежность к аристократии, представители высших кругов использовали пудру.
В гробницах египтянок голубых кровей, помимо прочего, находилось множество косметических принадлежностей, среди которых были высокие стаканы-пудреницы. В своем трактате «О лекарствах для лица» Клеопатра упоминала о пудре для лица, сделанной из помета крокодила. Представительницы некоролевских кровей использовали перетертую в порошок белую глину.
Римлянки охотно переняли привычку египтянок пудриться. Более того, они еще и использовали изобретение греков – смесь мела со свинцовыми белилами, которые дорого стоили и были очень ядовитыми. Эта пудра активно использовалась несколько веков, вплоть до эпохи Возрождения. Римский поэт Гай Валерий Катулл говорил, что женщина без пудры, словно пища без соли. Примерно так же считали и китайцы: «Любоваться красавицей за утренним туалетом лучше после того, как она напудрит лицо».
В Японии использовали пудру из риса. С ее помощью театральные актеры изображали на своих лицах абсолютно разные выражения. Гейши выбеливали лица для того, чтобы не было понятно, сколько им лет на самом деле.
Распылитель для пудры.
В XIV веке в эпоху Возрождения итальянки имели при себе миниатюрные пудреницы. Королева Англии Елизавета, правившая во второй половине XVI века, пудрила себе лицо настолько сильно, что получалась настоящая личина. Приходилось даже прорисовывать кровеносные сосуды.
Английская королева Елизавета I.
Коробочка для пудры, 1695 год.
Во Франции король и придворные пошли еще дальше: они пудрили не только лица, но и волосы, а затем и парики. При Людовике XIII в моду вошли парики из женских волос. Более всего ценились белокурые, но на всех их не хватало. По указу короля носить светлые парики могли лишь представители правящей династии. Тогда придворные стали интенсивно посыпать пудрой свои темные волосы.
Карикатура на напудренную дамскую прическу.
Мода менялась, и высота париков росла. На головах аристократок мастера сооружали невероятные прически на каркасах. Завершающим штрихом сего действа считался особый шкаф. Дама туда входила, закрывала за собой дверцу, а слуга сверху щедро осыпал ее пудрой. Чтобы не испортить при этом платье, на него надевался специальный защитный чехол.
Дама в голубом. Томас Гейнсборо, конец 1770-х – начало 1780-х гг.
Пудра на лице считалась не только данью моде, но и выполняла практическое назначение. Так женщины скрывали дефекты кожи, вызванные перенесенными заболеваниями. Тогда же появились и первые мушки, которые наклеивали на прыщики или оспины. Интересен тот факт, что во Франкфурте-на-Майне бургомистр издал указ, согласно которому муж мог развестись с женой, если раскрывался факт дефектной внешности супруги, умело скрытой ею при помощи пудры.
Мужчины пудрили свои волосы и парики не реже, чем женщины.
В Россию пудру вместе с модой на парики завез Петр I. Вслед за аристократией пудриться стали купчихи. Дошло до того, что в армии солдаты также были вынуждены носить напудренные парики. Полководец Александр Суворов только ворчливо плевал в сторону: «Пудра – не порох, коса – не тесак, я не немец, а природный русак!» Только после французской революции 1792 года мода на напудренные парики для мужчин сошла на нет и во Франции, и в России, пишет Культурология.рф.
Актриса Сара Бернар.
В Викторианскую эпоху ценилась натуральная красота, поэтому женщинам разрешалось припудрить лицо в крайнем случае, да и то только мукой. Косметический порошок снова приобрел популярность, благодаря таким актрисам, как Сара Бернар и Элеонора Дузе. Ведь при свете рампы хорошо проявлялись дефекты кожи.
В начале ХХ века в состав пудры стал входить тальк, который не вызывал раздражение кожи, а свинец был заменен на безопасную окись цинка. В 1930-х годах изобрели пудреницу (коробочку с зеркальцем и губкой), которую используют до сих пор.