Самая известная, самая престижная, самая почетная и еще много раз «самая» премия в кинематографе — это, конечно же, «Премия за заслуги Академии кинематографических искусств и наук США», а проще говоря — «Оскар».
Вручаемая с 1929 года, на сегодняшний день премия «Оскар» присуждается в двадцати четырех основных и нескольких дополнительных номинациях, охватывающих практически все направления и специальности современного кинематографа.
Последняя оскаровская церемония войдет в историю как одна из самых справедливых: ее главными триумфаторами оказались два лучших фильма прошлого года, «Безумный Макс: Дорога ярости» и «В центре внимания», и даже вечно обиженный Леонардо Ди Каприо свой «Оскар», наконец, получил.
Но так бывает далеко не всегда — что подтверждает десятка худших, на наш взгляд, решений Академии.
«ОСКАР-1942»
Лучший фильм — «Как зелена была моя долина»
Первый из нашумевших просчетов Академии обречен возглавлять подобные рейтинги, пока их составляют: беда более чем достойной семейной драмы Джона Форда заключается в том, что без самого главного «Оскара» она оставила не абы кого, а Орсона Уэллса с «Гражданином Кейном» — фильмом, в дежурном порядке признающимся лучшим в истории.
«ОСКАР-1977»
Лучший фильм — «Рокки»
Похожая история вышла и с «Рокки» — ударным стартом духоподъемной франшизы, которая нравится более или менее всем (и продолжает зарабатывать оскаровские номинации четыре декады спустя). Одна незадача: среди соперников «Рокки» были такие тяжеловесы, как «Таксист» и «Вся президентская рать», — шедевры, чье место в истории кино весомее раз в сто.
«ОСКАР-1991»
Лучший режиссер — Кевин Костнер, «Танцы с волками»
Голливудского классика Мартина Скорсезе Академия обижала вызывающе часто, и хотя он, в отличие от Кубрика или Хичкока, на свой «Оскар» в итоге наснимал, иные из принимавшихся не в его пользу решений выглядели откровенно издевательскими — например, предпочтенные «Бешеному быку» и «Славным парням» режиссерские дебюты Роберта Редфорда и, что совсем уж дико, Костнера.
«ОСКАР-1993»
Лучший актер — Аль Пачино, «Запах женщины»
Жаловаться на долгожданную победу одного из лучших актеров XX века было бы странно — не окажись она ярчайшим примером так любимого академиками «Оскара» за выслугу лет. И Клинт Иствуд («Непрощенный»), и Дензел Вашингтон («Малкольм Икс»), и Роберт Дауни-младший («Чаплин») эту награду заслужили больше, чем нещадно переигрывающий Пачино с рядовой по его меркам ролью.
«ОСКАР-1999»
Лучший актер — Роберто Бениньи, «Жизнь прекрасна»
Еще более вопиющую ошибку спровоцировала агрессивная оскаровская кампания, проведенная на исходе 1990-х Харви Вайнштейном: прежде чем триумфально прошагать по креслам на сцену, итальянский комик Бениньи оставил ни с чем сыгравших свои лучшие роли Иэна МакКеллена и Эдварда Нортона (а Джеффа Бриджеса за «Большого Лебовски» на «Оскар», страшно сказать, не номинировали).
«ОСКАР-2003»
Лучший актер — Эдриан Броуди, «Пианист»
Еще одна сенсационная победа, которую помнят не из-за роли, а в силу обстоятельств: одарив шокированную Халле Берри поцелуем в губы, Броуди стал самым молодым из обладателей «Оскара» лучшему актеру. Не сойди академики с ума по «Пианисту», оскаровский рекорд Дэниела Дей—Льюиса (в «Бандах Нью-Йорка», как всегда, грандиозного) равнялся бы сейчас четырем статуэткам.
«ОСКАР-2006»
Лучший оригинальный сценарий — «Столкновение»
Бог с ним, с выигранным «Столкновением» «Оскаром» за лучший фильм (считавшаяся фаворитом «Горбатая гора» — картина не менее переоцененная) — действительно ограбили десять лет назад Вуди Аллена со сценарием к «Матч-пойнту». В конце концов, именно эта категория славится утешительными призами за авторский почерк — Тарантино, Коэны и младшая Коппола не дадут соврать.
«ОСКАР-2009»
Лучшая актриса — Кейт Уинслет, «Чтец»
Не избежала участи быть награжденной по совокупности заслуг и Кейт Уинслет, которая должна была побеждать еще в середине 1990-х, за «Разум и чувства», но в историю вошла с ролью в глубоко посредственном «Чтеце» — обыграв при этом куда более достойную Мерил Стрип («Сомнение») и оставив без номинации одну из лучших ролей в собственной фильмографии (в «Дороге перемен»).
«ОСКАР-2010»
Лучший адаптированный сценарий — «Сокровище»
Поклонникам хэштега #OscarsSoWhite лучше не напоминать о событиях шестилетней давности, когда спродюсированную Опрой Уинфри и Тайлером Перри спекулятивную и в целом невыносимую драму (где самыми белыми были Мэрайя Кэри с Ленни Кравицем) предпочли превосходно написанным «Воспитанию чувств», «В петле» и «Мне бы в небо», пишет ELLE.
«ОСКАР-2011»
Лучший режиссер — Том Хупер, «Король говорит!»
То, что главный «Оскар» достался «Королю», а не «Социальной сети», объяснить в принципе можно: академики — консерваторы, Вайнштейн — злой гений, ну и так далее. Но как в своей категории победил унылый Хупер (которому противостояли пять действительно выдающихся режиссеров во главе с братьями Коэн и как никогда достойным «Оскара» Дэвидом Финчером), понять нельзя — да и не хочется.