Вуди Аллен — самый плодовитый классик Голливуда

Когда разговор заходит о кинорежиссере, то первое, что приходит на ум — это шок, удивление и восторг от этого небольшого худощавого человека. Редкие волосы с явно прослеживающей залысиной, очки как то по-особому выделяющиеся на худом и бледном лице, мешковатые брюки – вылитый интеллигент. Таким его помнили 40 лет назад, таким он остается и поныне. Речь идет о легендарном Вуди Аллене.

И, несмотря на свой почтенный возраст, Вуди Аллен остается быть творцом с юношеским оптимизмом и напором, погружаясь в свои новые творческие кинопоиски. Сколько их было за эти годы? По-разному к нему относятся критики, журналисты, обычные любители кино. Одни боготворят его за самобытный талант, называя его творчество шедевральным, другие – называют его неврастеником, а его кино – недоразумением.

Но годы рассудят и тех, и других. Но все сходятся на одном, Вуди – человек, который не знает ни покоя, ни отдыха. И то, и другое ему заменила его главная страсть в жизни – кино. Мы выбрали лучшие фильмы Вуди Аллена.

№10 «СЛАДКИЙ И ГАДКИЙ» (SWEET AND LOWDOWN), 1999

1

Один из лучших фильмов позднего — зачастую необязательного, но почти всегда неотразимого — Вуди искусно балансирует на грани комедии и драмы, врезаясь в память двумя выдающимися, номинированными на «Оскар» перформансами: Шона Пенна в роли самовлюбленного (и болтливого) джазового гитариста и охотника на помоечных крыс и Саманты Мортон в роли стеснительной (и немой) прачки.

№9 «ЗЕЛИГ» (ZELIG), 1983

2

«Зелиг» входит в список лучших фильмов Вуди Аллена. Лаконичное черно-белое мокьюментари о Леонарде Зелиге — человеке-хамелеоне, из отчаянного желания понравиться окружающим в мгновение меняющем хоть род занятий, хоть вероисповедание, а хоть и цвет кожи. Сколь уморительный, столь и проницательный фильм — один из самых оригинальных и стилистически безупречных в алленовском каноне.

№8 «МУЖЬЯ И ЖЕНЫ» (HUSBANDS AND WIVES), 1992

3

Бодрый, остроумный и непривычно напряженный (преимущественно стараниями взрывоопасной Джуди Дэвис) взгляд на супружеские отношения — как отдельно взятые, так и в целом. По иронии судьбы, гражданский брак самого Вуди и сыгравшей у него в 13-й раз Мии Фэрроу «второй закон термодинамики» («рано или поздно все превращается в дерьмо») настиг незадолго до выхода фильма.

№7 «ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ» (LOVE AND DEATH), 1975

4

Лучший из фильмов Вуди Аллена раннего периода — не стеснявшегося вдохновляться братьями Маркс, Чаплином, Бергманом, Достоевским и Толстым (порой — в одной и той же сцене), вызывающе абсурдного и гомерически смешного. Блестящий финал первого, юмористического этапа карьеры режиссера, вскоре вступавшего в диалоги с авторами «Седьмой печати» и «Преступления и наказания» уже без тени улыбки.

№6 «ПУРПУРНАЯ РОЗА КАИРА» (THE PURPLE ROSE OF CAIRO), 1985

5

Замечательная эскапистская сказка, в которой сердце героини Фэрроу, официантки из Нью-Джерси времен Великой депрессии, оспаривают сразу два Джеффа Дэниелса — шагнувший в ее жизнь с широкого экрана романтический герой и не в пример более циничный актер, его играющий. Да, Вуди сценарии с приставкой «мета» сочинял задолго до того, как они стали общим местом.

№5 «МАНХЭТТЕН» (MANHATTAN), 1979

6

Чем-то не угодившая ее автору голливудская классика — красивейшее любовное послание Нью-Йорку, олицетворяемому не только музыкой Гершвина или поставленной в стратегически важное место скамейкой, но и, например, внучкой Хемингуэя Мэриел в выдающейся роли не по годам умной школьницы. Вечная слава студии, не похоронившей «Манхэттен» в архивах, как того желал Вуди.

№4 «ПОЛНОЧЬ В ПАРИЖЕ» (MIDNIGHT IN PARIS), 2011

7

Четвертую премию «Оскар» номинировавшемуся Академией 24 (!) раза Аллену принес сценарий этой романтической комедии о прогулках по городу и путешествиях во времени, которые мыслимы только в одном месте на Земле. Объединив дюжину популярных артистов, всерьез запомнилась «Полночь» искрометным выходом Кори Столла в роли все того же Хемингуэя.

№3 «ЭННИ ХОЛЛ» (ANNIE HALL), 1977

8

Поворотная точка карьеры Вуди, в которой он перестал быть просто хорошим комиком и превратился в автора, трижды оставившего без главных «Оскаров» (за лучший фильм, режиссуру и сценарий) «Звездные войны» — и ведь поделом! История отношений Энни Холл (Дайан Китон) и Элви Сингера (сам Аллен) — источник вдохновения для едва ли не всех приличных ромкомов последних 40 лет.

№2 «ВИКИ КРИСТИНА БАРСЕЛОНА» (VICKY CRISTINA BARCELONA), 2008

9

Безуспешно прикидывается комедией (причем курортной) и «Вики Кристина Барселона» — фильм, чье место в истории не принято преувеличивать исключительно ввиду его молодости. Ну а пока историки дремлют, фотогеничной трагедией о любовном четырехугольнике с участием Хавьера Бардема, Ребекки Холл, Скарлетт Йоханссон и Пенелопы Крус можно банально любоваться, отмечает ELLE.

№1 «МАТЧ-ПОЙНТ» (MATCH POINT), 2005

10

И, наконец, самый неожиданный фильм Вуди — его первая коллаборация с Йоханссон (в которую тут окончательно влюбились все), закидавшая зрителей такими теннисными мячиками небес, что обзавидовался бы не то что Стивен Фрай, но сам (неоднократно цитируемый здесь) Достоевский. Безукоризненная драма о преступлениях и безнаказанности.