Как ни странно, но самыми популярными голливудскими фильмами являются ремейки. У многих кинопроектов явно коммерческий стимул, их создатели не озадачивают себя новыми идеями, оригинальностью и современным прочтением. И все же есть ремейки настолько свежие, что они словно кавер версия вашей любимой песни — узнаваемы с первого взгляда, и в то же время звучат по-новому, свежо и современно. Такие ремейки живут в нашей памяти самостоятельно, отдельно от оригинала, и занимают там не менее почётное место.
Снять достойное продолжение фильма это непростая задача, но ещё сложнее сделать ремейк, новую версию хорошего кино или известного сюжета. «Безумный Макс», «Мир Юрского периода», «Терминатор», «Звёздные войны», «На гребне волны»… Это только часть сиквелов и ремейков фильмов, которые вышли и выйдут в этом году. Голливуд эксплуатирует этот тренд и эксперты разделились: кто-то восторгается, а кто-то критикует. Тем не менее, зрители идут в кинотеатры.
Вспоминаем ремейки, которые превзошли оригинальные фильмы и стали киноклассикой.
Ремейк: «В джазе только девушки», 1959 (США)
Оригинал: «Фанфары любви», 1935 (Франция)
Фильмы про мужчин, которые переодеваются в женское платье, всегда пользовались успехом. Среди картин с подобным сюжетом в первую очередь вспоминается американская комедия конца пятидесятых «В джазе только девушки» с Мэрилин Монро в главной роли. Однако эту картину Билли Уайлдер снял не по оригинальному сценарию: в 1935 году французский режиссёр Ришар Поттье впервые представил публике «Фанфары любви», а вслед за ним в 1951 году Курт Хофман сделал одноимённый ремейк фильма о музыкантах, которые в поисках хоть какого-нибудь источника пропитания находят работу в женском оркестре.
Обе киноленты так и не снискали популярности, а последнюю из них даже ругали за глупость и легкомысленность. Картина «Фанфары любви» Курта Хофмана действительно уступает знаменитому ремейку «В джазе только девушки», она следует по классическому пути водевилей и гораздо больше напоминает ленты 30-х, а не 50-х годов. История злоключений молодых музыкантов так и осталась бы малоизвестной, если бы за работу над фильмом не взялся один из самых талантливых и плодотворных режиссёров середины XX века Билли Уайлдер.
Его картина «В джазе только девушки» получила премию «Оскар», три премии «Золотой глобус», а Американский институт киноискусства объявил этот фильм лучшей комедией всех времён США. Известно, что в образе одного из главных героев Уайлдер хотел видеть Фрэнка Синатру, но тот отказался, и роли достались Джеку Леммону и Тони Кёртису. Результат всем известен — ставшие культовыми персонажи на протяжении пятидесяти лет смешат публику, а крылатые фразы из фильма можно услышать и сегодня.
Ремейк: «Хатико: Самый верный друг», 2009 (США)
Оригинал: «История Хатико», 1987 (Япония)
Душещипательный фильм о верном псе основан на реальных событиях, произошедших в первой половине XX века в Японии. В Стране восходящего солнца собака Хатико стала настоящим символом верности, любви и преданности: в течение 10 лет пёс ежедневно приходил на вокзал в надежде встретить своего умершего хозяина. В 1934 году поражённые верностью Хатико японцы на железнодорожной станции поставили ему памятник, а в 1987 году Сейдзиро Кояма запечатлел трогательную историю дружбы собаки и человека на экранах. Ещё Станиславский говорил, что даже самый гениальный актёр не сможет переиграть животное и ребёнка, но эту фразу с трудом можно отнести к азиатскому оригиналу, в котором собака, исполняющая роль Хатико, не справилась с тяжёлой актёрской задачей.
В 2009 году трогательную историю повторил голливудский режиссёр Лассе Халльстрём и сделал это лучше оригинала: чего стоит только неподражаемый Ричард Гир в роли хозяина собаки. Однако многие зрители отмечают, что не голливудская звезда заставила их всплакнуть во время просмотра фильма, а его партнёр по съёмкам — собака породы акита-ину. Несмотря на то, что тема дружбы животного и человека новизной не отличается — ей не раз посвящались литературные и кинопроизведения, фильм Лассе Халльстрёма о четвероногом товарище поражает, восхищает и заставляет задуматься о собаке, которая по нравственным качествам превосходит многих людей.
Ремейк: Одиннадцать друзей Оушена, 2001 (США)
Оригинал: Одиннадцать друзей Оушена, 1960 (США)
Оригинал картины «Одиннадцать друзей Оушена» был снят ещё за 40 лет до ремейка Стивена Содерберга другим оскароносным режиссёром Льюисом Майлстоуном. В шестидесятых его картина, гармонично сочетающая в себе черты фильма-ограбления и музыкальной комедии, сразу покорила зрителей. В первую очередь, благодаря звёздному актёрскому составу: Фрэнк Синатра, Дин Мартин, Ричард Конте, Ширли МакЛейн. Но несмотря на их прекрасную работу, ремейк «Одиннадцати друзей Оушена» по праву считается удачнее оригинала, ведь именно работа Стивена Содерберга не раз заслуживала звание лучшего фильма об ограблениях и получила продолжение на экранах: картины «Двенадцать друзей Оушена» и «Тринадцать друзей Оушена».
От начала и до конца ремейк захватывает зрителей, заставляет переживать за преступников, готовящихся к дерзкому ограблению. В киноленте тщательно продуманы образы всех персонажей, а абсолютно каждая деталь имеет значение и смысл. Секрет успеха фильма заключался не только в остроумном криминальном сюжете, но и в ярком составе исполнителей. Стивен Содерберг пригласил самых опытных и высокооплачиваемых голливудских актёров: Джорджа Клуни, Брэда Питта, Мэтта Дэймона, Джулию Робертс. Благодаря талантливому режиссёру и кинозвёздам, умеющим с одинаковым блеском исполнять и комедийные, и драматические роли, фильм стал культовым и сегодня заслуженно оказался в нашем списке лучших ремейков.
«Запах женщины», 1992 (США)
Оригинал: «Запах женщины», 1974 (Италия)
Драма «Запах женщины» известна благодаря фильму 1992 года с Аль Пачино, за роль в котором он спустя 20 лет номинаций за разные киноработы получил заветный «Оскар». Однако оригинальная картина вышла ещё в 1974 году в Италии, когда комедийный режиссёр Дино Ризи изменил своим привычкам и обратился к трогательной драматичной истории. Он снял фильм о слепом человеке, наслаждающемся жизнью и не отказывающем себе в многочисленных удовольствиях.
В оригинальном фильме «Запах женщины» сыграл знаменитый итальянский актёр Витторио Гассман, он не хуже оскароносного Аль Пачино передал чувства и мировоззрение ослепшего полковника, для которого запах женщины значит куда больше, чем для других мужчин. Но, несмотря на яростные споры о том, кто же из актёров точнее справился с главной ролью, ремейк американского режиссёра Мартина Бреста получился трогательнее и интереснее, что сразу отметило большинство зрителей. И именно фильм «Запах женщины» 1992 года сегодня имеет статус культовой картины.
Ремейк: «Ванильное небо», 2001 (США)
Оригинал: «Открой глаза», 1997 (Испания, Италия, Франция)
Многие критики считают, что «Ванильное небо» — один из тех редких ремейков, которые нужно смотреть не вместе с оригинальной картиной, а вместо неё. Тем не менее зрителю стоит знать, что фильм Кэмерона Кроу обязан своим появлением испанскому режиссёру Алехандро Аменабара, который задумал сценарий своей киноленты после кошмаров, мучающих его во время болезни гриппом.
Интересно, что и в оригинальной картине «Открой глаза», и в «Ванильном небе» одну из главных ролей исполнила известнейшая испанская актриса Пенелопа Крус. А в фильме 2001 года достойную компанию ей составили Том Круз, Камерон Диас и Курт Расселл. Главная заслуга голливудского режиссёра Кэмерона Кроу заключается в том, что ему не только удалось воссоздать на экране эстетику причудливой испанской ленты, но и сделать её ещё интереснее, конечно же, благодаря огромному бюджету картины. Отличная игра актёров, обилие трактовок финальной сцены, саундтрек к фильму «Vanilla Sky» от Пола Маккартни — всё это стало залогом успеха популярного ремейка.
Ремейк: «Кинг Конг» (2005)
Оригинал: «Кинг Конг» (1933)
Оригинальная лента 1933 года входит в различные списки лучших фильмов в истории и надо сказать вполне заслуженно. Этот фильм был во многом новаторским, как с технической точки зрения (работа художниками-аниматорами проделана просто гигантская), так и тем фактом, что это первый фильм, где был использован полноценный саундтрек, звучащий во время повествования, до него музыка использовалась только в титрах и изредка в ключевых моментах картин.
Отбрасывая вопросы прикладного характера стоит отметить и то, что фильм получился эмоциональным и захватывающим, благодаря самой истории, такой удивительной и в то же время понятной всем и каждому. Среди многочисленных ремейков популярной картины выделяется работа Питера Джексона, мечтавшего о ней с детских лет и снявшего свою версию в 2005 году.
Во-первых, стоит сказать о громадном бюджете (более $200 миллионов), который позволил создателям в техническом плане создать идеальную картину, а самого Конга максимально реалистичным. Во-вторых, Джексону удалось превратить фильм не в простой попкорн-аттракцион, но в настоящее кино, которому присущи эмоции, сопереживание и своеобразное послевкусие.
Как итог, зрители оценили труды новозеландского режиссера и принесли его работе около $700 млн, в свою очередь академики отметили уже упоминавшуюся техническую сторону фильма («Оскары» за звук и спецэффекты).
Ремейк: «Бессонница» (2002)
Оригинал:»Бессонница» (1997)
В 1997 году вышел в свет норвежский детектив «Бессонница» со Стелланом Скарсгаардом в главной роли. Оригинал был привлекателен в первую очередь сюжетом, в центре которого стоит противостояние между убийцей и детективом, пытающимся его поймать, хотя главный акцент был, конечно же, на главном герое.В-общем-то, больше об оригинальной ленте нечего и сказать. Неплохой, но достаточно заурядный детектив среднего калибра.
Однако, об этом проекте массовый зритель узнал благодаря американскому римейку. В 2002 году Кристофер Нолан, еще не успевший снять свои главные хиты, проявил заинтересованность в своей версии норвежской ленты. На главные роли были приглашены Аль Пачино и Робин Уильямс, а также Хилари Суэнк. Что удалось добавить режиссеру в своем фильме, так это, безусловно, напряжение между героями, а также давление той самой бессонницы, которая в оригинальной ленте была лишь сторонним фактором.
Главной изюминкой ленты стала химия между Уильямсом и Пачино, каждая из сцен с участием актеров получилась едва ли не выдающейся, благодаря чему при просмотре фильма (который получился не только детективом, но еще и психологической драмой) стал важен не столько результат, сколько процесс противостояния героев. Итогом римейка стали $100 миллионов в прокате и статус одного из лучших детективов 2002 года.
Ремейк: «Чарли и шоколадная фабрика» (2005)
Оригинал:»Вилли Вонка и шоколадная фабрика» (1971)
В 1971 году вышел мюзикл «Вилли Вонка и шоколадная фабрика» по мотивам повести Роальда Даля. По сюжету несколько детей, нашедших в шоколаде золотые билеты, попадают на фабрику кондитера Вилли Вонки, который устраивает им экскурсию, по окончанию которой одного из детей ждет сюрприз. Мюзикл получился ярким и позитивным, благодаря чему оставил свой след в истории американского кино.
В 2005 году один из главных фантазёров современности Тим Бёртон решил представить миру своё видение Вилли Вонки и его фабрики. Разумеется, на главную роль был приглашён мастер эксцентричных образов и друг Бёртона Джонни Депп. В отличии от оригинальной ленты версия Бёртона не является мюзиклом, но фактор позитива от этого никуда не делся.
Чем выделяется «Чарли…», так это визуальной составляющей, чего и говорить во времена оригинала технологии не были так развиты, а если приплюсовать к этому фантазии великого выдумщика Бёртона, то на выходе получается нечто неординарное и красочное. Ремейк оказался хорошим семейным фильмом, но не стал мегахитом, хотя свои $450 млн. в прокате он собрал, а также заработал 12 наград на различных церемониях.
Ремейк: «Отступники» (2006)
Оригинал: «Двойная рокировка» (2002)
Гонконгский фильм «Двойная рокировка» вышел в 2002 году и рассказал историю о двух «кротах» — один из них — полицейский, внедренный в мафию, другой агент мафии, служащий в полиции. Фильм получился визуально стильным, драматически выверенным и чрезвычайно напряженным, а развязку предугадать было попросту невозможно. На этом создатели ленты не остановились, сняв вторую и третью часть полицейской саги.
В 2006 году голливудский мэтр Мартин Скорсезе выпустил картину «Отступники», являющуюся римейком гонконгского триллера. Американский вариант, касательно сюжета, практически идентичен оригиналу, за исключением концовки, ведь в версии Скорсезе поставлена жирная точка, в то время, как в версии тандема Лау-Мак, как уже было упомянуто есть сюжетная линия, которая была продолжена в сиквелах.
Мартин Скорсезе сумел снять такой римейк, который настолько соответствует его фирменному стилю, что он даже воспринимается, как его личное произведение, а не как вторичное прочтение материала. Еще одним несомненным плюсом голливудской картины является блистательный актерский состав (ДиКаприо, Дэймон, Николсон и др.), который разыграл спектакль, достойный лучших драматических творений.
«Отступников» ждал ошеломительный успех, на волнах которого фильму достались 4 статуэтки «Оскара», в том числе, как «Лучший фильм», около $300 млн. сборов, а также повсеместная народная любовь.
Ремейк: «Звонок» (2002)
Оригинал: «Звонок» (1998)
Японские режиссеры уже довольно давно являются передовиками в жанре «ужасы». Одним из примеров удачного хоррора является фильм 1998 года «Звонок». По сюжету журналистка расследует загадочные происшествия, связанные с некой кассетой, после просмотра которой люди умирают, предварительно услышав странный звонок. На свой страх и риск она смотрит эту запись сама, после чего и в ее квартире раздается звонок.
В основу фильма легли романы Кодзи Судзуки «Звонок» и «Спираль», которые в последствии были экранизированы едва ли не десятки раз. Сама лента «Звонок» стала самым успешным в кассовом плане фильмом ужасов в истории Японии.
Недолго думая, американцы, почувствовавшие коммерческий потенциал купили права на ремейк всего лишь за $1 миллион. Постановщиком голливудской версии был избран Гор Вербински, снявший до этого лишь пару фильмов («Пираты Карибского моря» еще были только впереди). Вместе с Хансом Циммером Вербински создал фильм с гнетущей, по-настоящему страшной атмосферой, которая пришлась зрителю по вкусу, о чем говорят сборы в районе 250 миллионной отметки
Данный случай является понятным с точки зрения переделывания, ведь многим зрителям не нравится стиль японских ужасов, особенно, что касается игры актеров, которую некоторые считают смешной, нежели пугающей
«Звонок» американского розлива стал одним из наиболее популярных фильмов в жанре в XXI веке. Примечательно, что после успеха ленты последовал сиквел, который снимал режиссер японского оригинала Хидео Наката.
По материалам Аргументы и факты, yvision.kz