Эксперт объяснил, почему мы верим в чудеса во время праздников

Западный профессор философии Юджин Нагаваса в своей работе «Чудеса: Очень короткое введение» изучил феномен веры в чудеса и попытался объяснить, почему они продолжают играть ключевую роль в культуре и религии.

Новый год и Рождество – это период, который многие связывают с чудесами. От легенды о рождении Иисуса от Девы Марии до современных верований в Санта-Клауса – идея о близости сверхъестественного не теряет своей популярности, даже с учетом XXI век научных открытий и интернет-скептицизма.

Почему мы верим в чудеса во время праздников

  1. Рождественское чудо непорочного зачатия Марии — один из самых известных библейских сюжетов.
  2. Согласно Евангелиям, архангел Гавриил сообщил Деве Марии, что она родит Сына Божьего с помощью Святого Духа, несмотря на ее девственность.
  3. Однако интересно, что этот лейтмотив непорочного зачатия можно найти и в других религиях. Например, в индуизме герой эпоса «Махабхарата» Карна был рождён богом солнца Сурьей от девственницы Кунти. Будда, по легендам, появился на свет из правого бока своей матери. В конце концов, философ Лао-цзы родился сразу с седой бородой.

История мировых религий отражает универсальную для людей из любой точки нашей планеты склонность объяснять необъяснимое через сверхъестественное. Как отмечает Юджин Нагаваса, вера в чудеса встречается во всех культурах и эпохах, что говорит о ее универсальном значении.

Философия и психология веры в чудеса
Так, будто бы вопреки научному прогрессу, вера в чудеса остается популярной, — подчеркивает профессор Юджин Нагасава из Университета Бирмингема. Между тем, согласно опросам, 77% людей в Британии согласны с утверждением, что «в жизни есть вещи, которые невозможно объяснить наукой». А 16% сообщали, что лично сталкивались с чудесами.

Философы часто определяют чудо как «нарушение законов природы»: то же непорочное зачатие Иисуса, например, невозможно с точки зрения биологии.

Тем не менее психологические исследования показывают, что уже в младенчестве человек склонен «удивляться» явлениям, которые кажутся нарушением естественных законов. Подобное удивление стимулирует любопытство и желание исследовать мир.

Психологи также объясняют популярность чудес их «минимальной противоинтуитивностью». Проще говоря, такие сюжеты, как превращение воды в вино или рождение от девственницы, достаточно необычны, чтобы привлечь внимание, но не настолько сложны, чтобы их невозможно было представить.

Чудеса: когнитивный механизм или реальность?

Некоторые учёные предполагают, что вера в чудеса – это результат когнитивных и культурных механизмов. Однако и тут есть нюансы. Как пример, профессор Юджин Нагаваса приводит параллель с феноменом «Ice Cream Illusions» («Иллюзия мороженного в холодильнике»): он связан с восприятием реальности и тем, как ожидания влияют на интерпретацию происходящего.

  1. Когда люди видят или чувствуют нечто противоречащее законам физики — например, мороженое, которое не тает при высоких температурах, — они склонны воспринимать это как чудо, когда за явлением может стоять наука или обман зрения.
  2. Феномен Ice Cream Illusions указывает, что мозг человека как бы заполняет пробелы в логике верой в удивительное или сверхъестественное, вместо того чтобы искать рациональное объяснение.
  3. Так, вера в чудеса часто опирается на ту же психологическую основу: стремление увидеть в случайностях или необычных явлениях нечто большее, чем просто совпадение, — то есть желание верить в нечто превосходящее обыденность.

Вероятно, главнее других тот факт, что чудеса, — будь то древние религиозные сюжеты или современные истории, — продолжают вдохновлять людей.

Рождество и Новый год – период, когда вера в чудо становится особенно актуальной, объединяя людец вокруг идей надежды, добра и удивления.

Источник