«Золотое гетто»: как появляются элитные кварталы

4 истории формирования районов, жильцами которых являются миллионеры и миллиардеры

Где живут богатые люди? В уединенных замках с большими парками, где можно совершать долгие прогулки, или в пентхаусах небоскребов шумных городов вроде Нью-Йорка? Вариантов бесчисленное множество, состоятельный человек в выборе жилища ограничен только собственной изобретательностью.

Однако опыт показывает, что далеко не все стремятся к оригинальности: в каждом более или менее крупном городе есть районы, компактно заселенные местной элитой, свои «рублевки». Что заставляет людей платить большие деньги и селиться рядом с другими богатыми? Желание стать членом закрытого клуба, соображения безопасности, часто (но не обязательно) развитая инфраструктура и экология.

В 1990-е годы российские бизнесмены покупали и перестраивали дома на Рублевке, стремясь быть ближе к резиденциям влиятельных чиновников. Модой на Рублевское направление мы обязаны Феликсу Дзержинскому, Иосифу Сталину, Анастасу Микояну — именно большевистская элита начала строить дачи на западном направлении, до революции более престижным считалось восточное. Наша «золотая миля» сформировалась вокруг правительственных дач, бизнесмены тянулись к власти. Вот несколько историй элитных пригородов, возникавших в разных странах в силу других причин.

Carbon Beach, Малибу, Калифорния, США

Этот участок побережья Тихого океана называют «Пляжем миллиардеров», квадратный метр на первой линии стоит более $2 млн, цена домов исчисляется десятками миллионов долларов. Местный пляж славится своим особым сухим песком, кроме того, он расположен близко к сердцу американской киноиндустрии.

Виллы на Карбон-Бич облюбовали американские участники списка Forbes. Например, основатель Oracle Ларри Эллисон в cентябре 2012 года купил здесь дом у бывшего гендиректора Yаhoo! Терри Семела за $36,9 млн, в доме 9 спален и 13 санузлов. Соседи Эллисона — шесть миллиардеров, в их числе сооснователь Microsoft Пол Аллен и несколько голливудских воротил. Совокупное состояние участников списка Forbes, имеющих недвижимость на Карбон-Бич, превышает $80 млрд. Состоятельные обитатели Малибу регулярно подвергаются критике за то, что ограничивают доступ простых граждан к пляжу. Сейчас, по данным местного брокера Криса Кортазо, на побережье Карбон-Бич имеется лишь два свободных выхода на пляж (остальная территория частная), что обеспечивает покой миллиардеров. Самый дорогой из выставленных на продажу домов стоит $54 млн.

1

Уэнтворт, графство Суррей, Великобритания

Уэнтворт Эстейт, который сейчас называют одной из самых дорогих резиденций Европы, начинался в 1923 году как девелоперский проект коттеджного поселка. Уэнтворт, старый дом, принадлежавший родственнику герцога Веллингтона, в 1850 году купил испанский граф Рамон Кабрера. После его смерти вдова начала скупать земли в окрестности, у нее и приобрел земельный массив девелопер Уолтер Таррант. Он решил построить здесь несколько просторных резиденций на участках не менее акра (40 соток), а в центре организовать поле для гольфа. В старом Уэнтворте расположен сейчас знаменитый одноименный гольф-клуб.

Дела у Тарранта шли не блестяще. Стройку пришлось останавливать во времена Великой депрессии и Второй мировой войны, после чего девелопер был вынужден признать себя банкротом. Однако его идея премиальных резиденций в английской глубинке спустя много лет оказалась востребованной.

Сейчас Уэнтворт Эстейт — это территория площадью 700 га со сложным переплетением частных и общественных дорог, закрытых и открытых пространств, с ресторанами, магазинами и, конечно, гольф-курортом. Специальный Уэнтвортский акт 1964 года налагает на владельцев местной недвижимости строгие ограничения, ассоциация собственников следит за тем, что можно и чего нельзя строить. Но несмотря на все строгости, виллами в Уэнтворт Эстейт стоимостью £10-20 млн пожелали владеть многие известные люди. Ими в разное время были, по сообщениям британских СМИ, султан Брунея, музыкант Элтон Джон, футболист Андрей Шевченко, а также Борис Березовский.

22

Дэнъэнтёфу, Токио, Япония

Тихие широкие улицы, засаженные цветущими деревьями бульвары, небольшие дома с участками — все это, кажется, не про Токио с его перенаселенностью и прагматичным отношением к пространству. Однако речь идет именно о токийском районе Дэнъэнтёфу (название переводится как «пригород-сад»), расположенном в черте города, в 10 км от центра, на реке Тамагава. Дэнъэнтёфу основал в начале XX века бизнесмен и промышленник Эйити Сибусава, «отец японского капитализма». Население Токио точно так же, как и западных городов, тогда стремительно увеличивалось. В 1898 году вышла в свет книга «Города-сады будущего» англичанина Эбенизера Говарда. Автор возмущается теснотой, антисанитарией, неконтролируемым ростом современных крупных городов и выдвигает концепцию «города-сада», который сочетал бы в себе признаки и города, и деревни. Эйити Сибусава проникся идеями Говарда, купил крупный участок земли у реки за пределами Токио и пригласил британских архитекторов-планировщиков. В 1923 году в Токио произошло серьезное землетрясение, новый пригород, который Сибусава назвал Дэнъэнтёфу, не пострадал.

Дом с участком в зеленом районе может стоить $3–4 млн, но предложений не то чтобы очень много. Дома здесь имеют многие бизнесмены, спортсмены, музыканты и политики, например бывший премьер-министр Японии Юкио Хатояма и писатель, бывший губернатор Токио Синтаро Исихара. Кроме того, в Дэнъэнтёфу есть английская школа, в этом районе любят селиться состоятельные экспаты.

44

Карен, Найроби, Кения

Один из крупнейших городов Восточной Африки (население 3 млн человек) Найроби был основан в конце XIX века британскими колонистами. Сейчас это столица Кении. Город знаменит самым большим в Восточной Африке районом трущоб Кибера (порядка 170 000 человек), а самый респектабельный и богатый пригород, расположенный в 20 км от центра, носит название Карен — в честь датской писательницы Карен Бликсен, которая почти 20 лет прожила здесь на своей кофейной плантации, а вернувшись в родной Копенгаген в 1931 году, описала свой опыт в книге «Из Африки».

После ее отъезда район вокруг плантации стал местом расселения белых колонистов. Хотя формально Карен входит в большой Найроби, с 1940 года здесь всем заправляет Ассоциация развития Карен-Лангаты. Карен — это район больших участков и просторных зданий. Плотность населения здесь в десятки раз ниже, чем в других районах Найроби, и почти в 200 раз меньше, чем в Кибере. Есть в пригороде своя клиника, несколько престижных частных школ, гольф-клуб и дорогие магазины с ресторанами.

Водой жителей Карена снабжают централизованно, а вот сети канализации оборудованы далеко не везде. В 2011 году, по данным Knight Frank, цены на дорогую жилую недвижимость в Найроби выросли больше, чем во всех других городах мира, — на 35%; в 2012 году город прибавил еще 10%. Виллу с семью спальнями в Карене можно купить за $1,5–2 млн. В последнее время престижный Карен интенсивно застраивается, что вызывает недовольство состоятельных аборигенов. Домик Карен Бликсен до сих пор один из самых посещаемых музеев кенийской столицы.

Giraffe Manor Nairobi Kenya

По материалам: forbes.ru