Хочу начать с благодарности тринадцатому премьер-министру Государства Израиль Нафтали Беннету. За справедливость, за дружбу, за достижения правительства за этот год в области экономики и безопасности, которых не было много лет. Отдельное спасибо за то, что граждане Израиля на этой неделе видят упорядоченную передачу дел между людьми, которые соблюдают договоренности и верят друг другу.
Израиль больше любого из нас. Важнее любого из нас. Он был здесь до нас, он будет здесь и после нас. Он принадлежит не только нам. Он принадлежит и тем, кто мечтал об этом тысячи лет в изгнании, и будущим поколениям, тем, кто еще не родился. Для них и для нас мы должны выбрать общее благо. То, что нас связывает. Разногласия будут всегда. Вопрос в том, как мы справляемся с ними и как сделать так, чтобы они не управляли нами. Несогласие — это не обязательно плохо, если несогласие не подрывает нашу государственную стабильность и внутреннюю устойчивость. Пока мы помним, что у всех нас одна цель: еврейский, демократический, либеральный, большой, сильный, прогрессивный и процветающий Израиль.
Основополагающая израильская истина в том, что в самых важных вопросах мы верим в одно и то же. Мы верим, что Израиль является национальным государством еврейского народа. Его создание ведет счет не с 1948 года, а с того дня, когда Иегошуа бин-Нун пересек реку Иордан и навсегда связал еврейский народ с нашей страной, еврейскую нацию с Землею Израилевой.
Мы считаем, что Израиль должен быть либеральной демократией, в которой каждый гражданин имеет право менять правительство и определять направление своей жизни. Никто не может лишить его основных прав: достоинства, свободы, права выбора занятий, права на личную неприкосновенность.
Мы считаем, что должны поддерживать нашу военную мощь всегда. Без нее нет безопасности. Я сын пережившего Холокост — 13-летнего еврейского мальчика, которого хотели убить, и некому было его защитить. Мы будем защищать себя сами. Мы позаботимся о том, чтобы у нас всегда была Армия обороны Израиля, чья мощь неоспорима, которую наши враги будут бояться.
Однажды ночью, зимой 1944 года, в будапештском гетто, моя бабушка позвала этого мальчика, моего отца, и сказала ему: «Дитя мое, ты этого не знаешь, но сегодня твоя бар-мицва. Я не могу испечь торт, твой отец больше не вернется. Но есть одна вещь, которую я могу сделать». И она достала маленький пузырек с духами Шанель №5, которые до войны были духами элегантных дам. Мы никогда не узнаем, как она хранила их все это время. Бабушка разбила пузырек об пол со словами: «На бар-мицве моего сына хотя бы не будет стоять эта вонь».
Мы верим, что Израиль – еврейское государство. Его характер еврейский, его идентичность еврейская. Его отношение к своим нееврейским гражданам также является еврейским. В книге Ваикра сказано: «Как туземец среди вас да будет у вас пришелец, проживающий у вас; люби его, как самого себя».
Мы верим, что до тех пор, пока удовлетворяются оборонные нужды, Израиль будет хранить мир. Израиль обращается ко всем народам Ближнего Востока, включая палестинцев, и говорит: вам пора признать, что мы никогда не уйдем отсюда, поэтому давайте учиться жить вместе. Мы верим, что «соглашения Авраама» – это большое благословение, дающее импульс сферам безопасности и экономики, созданный на саммите в Негеве при участии ОАЭ, Бахрейна, Египта и Марокко. И последующие соглашения станут большим благословением.
Еврейский народ не будет один. Наша роль состоит в том, чтобы продолжать укреплять наши позиции в мире, наши отношения с нашим великим другом Соединенными Штатами, использовать международное сообщество для борьбы с антисемитизмом и делегитимацией Израиля.
Мы считаем, что роль власти заключается в соблюдении закона, а роль закона — в сохранении власти. Закон – это то, что защищает нас от коррупции и насилия. Суд – это институт, который защищает слабого от сильного. Закон является основой нашей совместной жизни. Мы считаем, что израильская экономика должна основываться на принципах свободного рынка, на творчестве и динамизме израильских технологий, но наша работа и поддерживать малоимущих. Дать каждому ребенку равные шансы.
Мы считаем, что иранская угроза является угрозой номер один для Израиля. Мы сделаем все возможное, чтобы помешать Ирану достичь ядерного потенциала или обосноваться у наших границ. Сейчас, стоя перед вами, я говорю всем нашим злопыхателям, от Газы до Тегерана, от берегов Ливана до Сирии: не связывайтесь с нами. Израиль использует свою мощь против любой угрозы и против любого врага.
Мы верим и вместе молимся за безопасность наших солдат и полиции в воздухе, на море и на суше. «Да покорит Он их врагов перед ними, и увенчает их венцом спасения и короной победы». Мы не успокоимся, пока не будут возвращены наши сыновья, Адар Гольдин и Орон Шауль, Авера Менгисту и Хишам ас-Сайед.
Мы верим еще кое во что: что можно не соглашаться. Свобода слова – это фундаментальный принцип. Свобода печати — это элемент, без которого демократия невозможна. Мы должны приложить усилия, чтобы выявлять факты и понимать правду.
Большой израильский вопрос: почему именно тогда, когда между нами существует широкое национальное согласие по всем важным темам, уровень ненависти и беспокойства в израильском обществе так высок? Почему раскол несет большую, чем когда-либо, угрозу? Ответ: политика. В Израиле экстремизм не приходит с улиц в политику, а извергается лавой из политики на улицы. Политическое пространство становится все более экстремальным, жестоким и порочным. Оно тянет за собой израильское общество. Мы должны остановить это. Это наша задача.
У Государства Израиль, у израильтян, есть и разум, и воображение, и силы, которых нет больше нигде. Израильская экономика — центр притяжения для всего мира. Именно в период глобального кризиса растёт наш потенциал. Мы можем измениться, мы можем стать лучше, только мы должны сделать это вместе.
В моем кабинете в Кнессете висят рядом две фотографии — Давид Бен-Гурион и Менахем Бегин. Два непримиримых политических соперника и два самых важных премьер-министра из тех, которые у нас были. Они всегда ссорились, но всегда помнили, что у них одна цель — создание мощи и морали Государства Израиль. Эта цель важнее всего того, что нас разделяет. Вопрос не в том, выиграли ли мы в споре, а в том, нашли ли способ работать вместе с теми, кто с нами не согласен.
Эту речь сейчас слышит немало людей, которые не голосовали за правительство, не поддерживают его и не будут поддерживать. Спасибо за готовность слушать. Я хочу работать с вами для нашей страны и обязан служить вам. Я принимаю слова своего предшественника на этом посту и повторяю их: люди, мы братья.
Вызовы, с которыми мы сталкиваемся, огромны: борьба с Ираном, внутренний террор, кризис израильского образования, дороговизна жизни, укрепление личной безопасности. При таких больших проблемах мы не должны тратить силы на распри. Для того, чтобы создать здесь совместное будущее, мы нужны друг другу.
Наши дети смотрят на нас. Что мы хотим, чтобы они увидели? Мы хотим, чтобы наши дети увидели, что мы сделали все, чтобы вместе построить еврейский и демократический Израиль, сильный и прогрессивный, щедрый и добрый.
Только вместе победим
Фото: Ави Охайон, GPO Israel