В 1970-ые годы кинематограф получил новую ветвь развития. Благодаря эпохе «нового Голливуда» на свет появилось множество культовых работ, но есть одна особенная, премьера которой состоялась в 1978 году.
В начале 1970-х вышла дебютная картина молодого режиссера Терренса Малика. Криминальная драма «Пустоши» стала настоящим событием и обратила на себя внимание критиков. Постановщику прочили большое будущее, а он, не теряя времени даром, познакомился с продюсером Бертом Шнайдером и принялся обсуждать с ним сценарий своего второго фильма. Шнайдеру идея режиссера понравилась и он убедил студию Paramount выделить 3 миллиона долларов на съемки и взял на себя всю ответственность за производственный процесс.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Малик был под большим впечатлением от работы оператора Нестора Альмендроса в фильме Франсуа Трюффо «Дикий ребенок» и убедил испанца приехать в Америку. Альмендрос же был поражен познаниями Малика в операторском искусстве, и парочка быстро нашла общий язык. Их концепция использования естественного освещения и предопределила феноменальный успех будущего фильма.
Малик активно искал актеров на главную роль, но ни Дастин Хоффман, ни Аль Пачино не давали согласия на съемки. Тогда режиссер выбрал молодого и еще малоизвестного Ричарда Гира, Брук Эдамс и драматурга Сэма Шепарда, для которого эта роль стала дебютом в полноценном кино. А большую часть музыки к фильму написал великий Эннио Морриконе.
Сюжет картины повествует о 1916 году. Рабочий сталелитейного завода Билл, которого играл Гир, вынужден бежать из Чикаго вместе со своей возлюбленной Эбби в исполнении Эдамс, и младшей сестрой Линдой. Они прибывают на поезде в Техас и устраиваются на сезонную уборку урожая во владениях местного богатого фермера, которого воплотил Шепард. Дабы пресечь всякие сплетни, Билл и Эбби выдают себя за брата и сестру, и с головой окунаются в тяжелый труд сельскохозяйственных рабочих.
Вскоре выясняется, что застенчивый фермер по уши влюблен в Эбби. Поначалу Биллу это не нравится, но потом он случайно узнает, что хозяин смертельно болен, и жить ему осталось недолго. Тогда в голове предприимчивого юноши зреет план: он убеждает Эбби выйти за фермера замуж и, когда тот отойдет в мир иной, присвоить себе все его состояние. Девушке такая идея не по душе, но она соглашается, и свадьба не заставляет себя долго ждать. Билл и Эбби становятся «родственниками» богатого фермера и катаются, как сыр в масле. Но их афера в итоге приводит к самым непредсказуемым последствиям…
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Производство картины «Дни жатвы» («Days of Heaven») стало настоящим испытанием для всех участников съемочного процесса. Работа стартовала в 1976 году в Канаде и длилась очень долго по причине излишней щепетильности Малика и Альмендроса.
Режиссер и оператор снимали все строго при естественном освещении и во время так называемого «золотого часа», то бишь 25-минутного периода, предшествующего закату солнца. В такие моменты естественный свет приобретает мягкий «волшебный» оттенок и придает кадру особенный характер. По этой причине съемки сильно зависели от погоды.
Малик и Альмендрос тратили много времени на выстраивание кадра, после чего испанский оператор, которому по профсоюзным законам было запрещено брать в руки камеру в Америке, объяснял ассистентам из Голливуда, что и как надо снимать. Ситуация осложнялась еще и тем, что к тому моменту Альмендрос уже начал терять зрение, и это тоже тормозило процесс.
Разочарованные члены съемочной группы разъезжались, а вскоре отчалил и сам оператор, передавший дела коллеге Хаскеллу Уэкслеру. К тому моменту производственные расходы превысили бюджет фильма, и продюсеру Берту Шнайдеру пришлось заложить собственный дом, чтобы закончить «Дни жатвы».
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Но и на этом страдания картины не закончились. Монтаж фильма занял два года, в течение которых Малик лично пытался склеить из кусков достойное зрелище. Режиссеру даже пришлось проводить досъемки в самых неожиданных местах. Например, крупные планы героя Сэма Шепарда были отсняты под мостом в Лос-Анджелесе! Плюнув на все, Малик выкинул часть диалогов и ввел закадровый голос девочки Линды, что помогло добавить медленному фильму динамичности. И такие сложности привели в итоге к ошеломительному результату.
Премьера «Дней жатвы» произвела фурор. Если сюжет картины часть публики критиковала, то визуальная составляющая поразила всех выразительностью и эстетическим наполнением. Тут же последовали четыре номинации на «Оскар» и победа в категории «Лучшая работа оператора», а через год Малик получил приз Каннского кинофестиваля, как лучший режиссер.
«Дни жатвы» стали попадать в списки «главных фильмов всех времен», а некоторые специалисты объявили их «самым красивым фильмом в истории». Обессиленный после съемок Малик уехал во Францию и взял паузу на 20 лет. Свою следующую картину, «Тонкая красная линия», он снимет только в 1998 году. Но это будет уже совсем другая история.
Источник: top.smileter.club