Большинство зрителей представляло Сергея Юрского таким, какими были на экранах его самые известные киногерои – очаровательный авантюрист, неунывающий великий комбинатор Остап Бендер и типичный «мужик из деревни» дядя Митя из фильма «Любовь и голуби».
Каким на самом деле он был за кадром, знали только самые близкие – его называли одним из самых закрытых актеров, он редко давал интервью и предпочитал молчать о тайнах своей семьи, ведь в свое время это принесло им немало горя.
Семейные тайны Юрских
Он должен был получить другую фамилию при рождении – Жихарев, а Юрский – это творческий псевдоним отца, образованный от его имени Юрий. Но то, что придуманный театральным режиссером и актером псевдоним стал фамилией его жены и сына, не было просто прихотью. Род Жихаревых был дворянским, и свое происхождение отцу приходилось позже скрывать. Еще в юности, во время выступления в гимназических спектаклях, он придумал себе псевдоним Юрский, а позже решил сделать его своей фамилией.
Сергей Юрский родился в Ленинграде, но уже через несколько месяцев семья была вынуждена переехать в Саратов, куда отца сослали за дворянское происхождение. В послевоенное время он стал художественным руководителем Московского цирка на Цветном бульваре. Жилья не было, и семья поселилась в цирке, в комнате бывшей бухгалтерии. 5 лет Сергей рос за кулисами цирка, однако вскоре отца сняли с должности «за развал идеологической работы, протаскивание формализма в советский цирк и неправильный подбор кадров» (фактически – за то, что он принимал на работу евреев). Семья вернулась в Ленинград, в коммунальную квартиру с 27 жильцами. 3 года отец оставался безработным, и семья выживала благодаря тому, что мать Сергея, учительница музыки, давала частные уроки, а затем устроилась педагогом в детскую музыкальную школу. Позже отец поставил несколько спектаклей в Театре комедии и стал худруком Ленконцерта.
Отец был человеком идейным и очень переживал из-за этих событий. Сергей Юрский вспоминал: «В детстве я был свидетелем артистического таланта отца: его умения рассказывать истории, анекдоты, умения показывать, его чтения стихов, его живой мысли, всегда сверкающей в оценках и суждениях. Но свидетельствовал я также и смертной тоске отца, его мучительному раздвоению – искренней вере в идеалы и осознанию реальности как смеси фальши и насилия – и обостренному чувству вины. Мы жили не просто скромно, мы жили бедно. Но понимаю я это только сейчас. А тогда… все обволакивалось отцовским юмором, его фантазией, его совершенно аристократическим умением довольствоваться минимальным». Отец рано ушел из жизни, когда Сергею было 22 года.
Стремительный взлет в театре и в кино
Отец отговаривал Сергея от выбора актерской профессии. Дома они устраивали импровизированные спектакли, и отец ему говорил: «Я не играл 20 лет. Если хочешь быть актером, ты должен меня переигрывать». Как правило, Сергею это не удавалось, и после школы он поступил на юридический факультет Ленинградского университета. Но уже на 3-м курсе осознал, что больше всего его увлекают постановки Театра-студии ЛГУ, и тогда он бросил учебу и поступил на актерский факультет Ленинградского театрального института.
Уже на втором курсе Сергей Юрский начал получать предложение от ведущих режиссеров и еще во время учебы вошел в труппу Большого драматического театра, на сцену которого выходил на протяжении 21 года. Одной из самых ярких стала роль Чацкого в спектакле «Горе от ума», а также роли в «Божественной комедии», «Трех сестрах» и «Карьере Артуро Уи». Позже свой ленинградский период жизни актер называл одним из самых счастливых, ведь тогда он стал настоящей звездой БДТ, а режиссер Георгий Товстоногов настолько доверял его актерскому чутью, что разрешал выбирать пьесы и даже предлагал их самостоятельно поставить.
Юрский считал себя театральным актером, но широкая публика узнала его по ролям в кино. Он начал сниматься в 22 года, но громкая популярность пришла к нему в 33, когда он сыграл роль Остапа Бендера в «Золотом теленке». В 1960-х гг. Юрский стал одним из самых востребованных артистов и в театре, и в кино, его карьера развивалась стремительно и очень успешно, и никто не мог предположить, что вскоре актеру «перекроют кислород».
Актер, который «дискредитировал звание советского человека»
Неприятности у актера начались после знакомства с филологом, историком литературы Ефимом Эткиндом, который участвовал в борьбе за Бродского и хранил рукописи Солженицына. Однажды в доме Эткинда Юрский встретился с Солженицыным, после чего актера вызвали в КГБ «на беседу». Сначала его не утвердили на роль на «Ленфильме», потом на радио запретили транслировать передачи с участием Юрского, аннулировали пропуск на ленинградскую студию телевидения, а в 1978 г. уволили из театра. Почти на 10 лет он стал невыездным.
Только в 1990-х гг. актер рассказал, из-за чего его уволили из БДТ: «Меня вызвали в КГБ и сообщили, что такого актера – Сергей Юрский – больше не существует. Потому что он, по мнению властей, «дискредитировал высокое звание советского человека». Я осудил подавление «пражской весны» нашими войсками, открыто общался с опальным Солженицыным… Поступил приказ сверху, и передо мной мгновенно закрылись все двери на «Ленфильме», радио, телевидении. Мне пришлось уйти из БДТ. Меня вынудили уехать из Питера в Москву. Но здесь не взяли во МХАТ, потом в «Ленком»… Да и в Театр Моссовета приняли с жутким скрипом».
Коротко о личном
Актер не любил делиться тайнами, и на все вопросы о своей семье и личной жизни отвечал: «Это запретная для меня тема. Я совершенно не понимаю, как люди могут сами рассказывать в газете о своей личной частной жизни. Допустим, журналист может что-то раскопать, но чтобы сами! Этот душевный стриптиз мне кажется постыдным и бессмысленным. И некоторых своих коллег я перестал уважать после таких откровений».
О своем первом гражданском браке с Зинаидой Шарко актер не любил вспоминать, о второй жене, актрисе Наталье Теняковой, до последних дней говорил с неизменным восхищением и любовью, но при этом не вдавался в подробности. Об их отношении друг к другу можно судить по одному факту: в самые сложные для актера времена, когда он остался без работы в Ленинграде, его жена приняла решение официально взять его фамилию. В театре и в кино она по-прежнему оставалась Теняковой, а по паспорту была Юрской. Муж посвятил ей такие строки:
Я пытаюсь душою постигнуть былое –
Теперь это можно – оно за чертой.
Наташа со мною, а все остальное –
Уже не со мной.
Источник: kulturologia.ru