Представьте себе магазин. Среднего размера возле вашего дома. На входе алкоджель, продавщица стоит за прозрачной пластиковой перегородкой, на ней маска и перчатки. Дверь открыта, окна открыты. Покупатели заходят по одному. Соблюдают дистанцию в 2 метра. Каков шанс, кто кто-то может заразиться? Он близок к нулю.
А как же бизнесы, где нет посетителей? Риск еще ниже. Около 200 тысяч работников трудятся в маленьких офисах, до десяти сотрудников и никаких посетителей. Почему они стоят закрытыми? Допустим, офис архитекторов. Окна и двери открыты. Половина персонала работает из дома, через Zoom. Пять человек сидят за столами вдали друг от друга, в масках. Работают перед компьютерами или чертежными досками. Строго следуют инструкциям. Каковы их шансы заразиться?
Закрытие малых бизнесов в Израиле – это экономическая катастрофа. По данным исследовательского отдела Банка Израиля, каждую неделю наша экономика теряет из-за этого 3 млрд шек. Кроме того, страдают люди. Дело их жизни рушится, и этому нет оправдания. Они знают правду. Об этом говорит министр финансов. Министры из кабинета по вопросам корона-кризиса говорят: единственная причина закрытия экономики — это политика. Премьер-министр боится встретиться со своими ультраортодоксальными партнерами и сказать им, что мы возвращаемся к программе «Светофор». Тот, кто заражает, будет на карантине. Кто нет – продолжит обычную жизнь. Мы сейчас дошли до ситуации, когда здоровых людей убивают, чтобы не воевать с больными.
В воскресенье праздники закончатся. Если правительство не начнет ослаблять этот неоправданный карантин, здесь будет полный хаос. Люди могут выдержать любые трудности, но только если понимают логику, стоящую за ними. Этот карантин невозможно понять. Нужно делать то, что делают во всем мире: контролируемое открытие экономики со строгим соблюдением инструкций. В странах, где есть доверие к системе, даже не нужно прилагать много усилий для принуждения к соблюдению правил. Люди выполняют указания, потому что заботятся о здоровье — своем и своих клиентов.
Все, к чему прикасалось это правительство, провалилось. Так пора бы сделать единственное, чего оно до сих пор не пробовало: начать доверять своим гражданам.