Новое правительство Финляндии, получившее вотум доверия осенью 2019 года, породило споры — и всё потому, что рвёт, кажется, все сложившиеся стереотипы. С преобладанием женщин, удивительно молодое по составу, возглавленное воспитанницей однополой пары — а главное, очень резко критикующие политиков «старой школы».
Вот несколько любопытных фактов о новом правительстве.
Санна Марин — сплошной шок для консерваторов
Ей тридцать четыре года, она выросла в однополой, чисто женской семье (заодно ответив на популярный вопрос, что вырастает из детей в однополых семьях) и разделяет умеренно социалистические взгляды — её выдвинула партия социал-демократов. Собственно говоря, все три фактора — основная причина критики со стороны консервативной публики, особенно в странах бывшего СССР, которые очень волнуются теперь за судьбу Финляндии, института семьи в ней и безопасность мужчин.
Тем временем, Санна замужем за мужчиной по имени Маркус Ряйкённен. На момент избрания супруги он находился в декретном отпуске по уходу за их общей дочкой Эммой. В своей материнской семье Санна была единственным ребёнком. Мать родила её в коротком браке с мужчиной прежде, чем создать семью с женщиной.
Почти матриархат
В новом правительстве женщин чуть не вдвое больше, чем мужчин: двенадцать дам и семь господ представляют пять партий. Реакция на это разная. Одни уверяют, что это — просто отклик на моду на феминизм. Другие вспоминают, что прежде женщин допускали к рулю только в случае критических ситуаций — или вывезут, или будет кого обвинить. Когда же задаётся вопрос напрямую — почему женщин так много, следует ответ — почему вы не спрашивали себя, почему в правительстве больше мужчин, когда их было больше?
Надо сказать, Финляндия — первая страна, в которой женщине предоставили избирательное право (правда, тогда она была частью Российской Империи — но очень самостоятельной). Первая женщина села в кресло премьера, правда, только в 2003 году. Также в стране уже была президент-женщина, и она управляла страной двенадцать лет подряд.
Продавщица у власти
Буквально сразу на новую премьер-министрессу посыпались оскорбления со всех сторон. Не смог удержаться и кое-кто из официальных лиц. Министр МВД Март Хельме заявил, что в Финляндии допустили к власти продавщицу, напоминая, что в юности Марин пришлось работать, чтобы оплатить себе учёбу. На самом деле, Марин работала не только в магазине одежды, но также в пекарне, что было довольно тяжёлым трудом. В любом случае, этот труд позволил ей стать первой обладательницей университетского диплома в семье.
Марин моментально отреагировала на критику, заявив, что гордится своей родиной, потому что Финляндия — та страна, где даже девочка из очень бедной семьи может пройти такой путь, от продавщицы к министерской должности, получив нужное образование. Тем более, что, надо заметить, образование у неё профильное — именно по вопросам управления. Она также заявила, что без рабочего класса Финляндия не выживет, дав понять, что такое презрение к работающим гражданам недостойно политика. Скандал закончился тем, что перед Марин извинилась лично президент Эстонии.
Марин пришла на свою должность не из-за прилавка
Хотя теперь за новой премьеркой укрепилось прозвище «продавщица» среди тех, кто недоброжелательно относится к ней, на самом деле Марин явилась не непосредственно из народа. До того она исполняла роль министра транспорта и связи, перед тем была депутатом парламента, а до того была председателем городского совета. У неё, похоже, немалый политический опыт — но заработанный очень быстро, всего за семь лет. Многих такая скорость продвижения смущает.
Проблема отцов и детей
Все пять партий правительственной коалиции возглавляют женщины, притом четырём из них не исполнилось тридцати пяти лет и только одной — пятьдесят пять. Они позволяют себе критику старых политиков или, точнее, старых методов старых политиков. Многие более консервативно настроенные европейцы уверены, что такое яркое желание отринуть весь старый мир и сразу строить идеальный новый может далеко завести, учитывая социалистические взгляды премьер-министрессы. Тот же министр внутренних дел Эстонии сказал, что в Финляндии «красные дорвались до власти» и от этого у него «волосы дыбом».
Марин — не самая молодая на своей должности в Европе
На год моложе её был занявший кресло премьер-министра австриец Себастьян Курц. Но в целом, СМИ предсказывают, что правительства будут на глазах «молодеть» — выросла та шпана, что сотрёт старых игроков с лица земли. «Старики» неповоротливы, не успевают за изменениями в обществе и отслеживать настроения. Новый, стремительный мир требует людей, которые выросли на постоянных переменах, и это люди, родившиеся не раньше восьмидесятых — те, кто застали Холодную войну, внезапное потепление, развал СССР и Югославии со всеми вытекающими и постоянное обновление технических возможностей, доступных среднему европейцу. Они часто сами ведут соцсети, чтобы вернее доносить свой голос, и понимают, почему акции и флешмобы на улицах могут быть не меньше эффективны, чем беспорядки и подписи петиций.
На самом деле, далеко не все из них придерживаются социалистических взглядов и стоят хоть за какую-то теорию равных прав. Полно среди молодых политиков консерваторов, националистов и представителей вообще любых идей и течений.
В правительстве Марин есть министры помладше неё, такие, как тридцатидвухлетняя Катри Кулмуни (партия Центра, министр экономики) и её ровесница, этническая шведка Ли Сигрид Андерссон (Левый союз, министр образования) — кстати, большая поклонница русской культуры. Мария Охисало, глава МВД Финляндии — ровесница Санны Марин. Кстати, Катрин Кулмуни некогда тоже сидела на кассе в фастфуд-ресторане.
Марин уже определила общий курс страны
Госпожа премьер считает, что Финляндии не стоит вступать в НАТО, стоит уделять внимание экологическим проблемам. Кроме того, она считает себя сторонницей семейных ценностей, хотя вряд ли понимает под ними то же, что российские противники закона против насилия в семье. В любом случае, она считает, что государство должно поддерживать семью. Этот курс вполне готова поддерживать министр внутренних дел Охисало. Она сама в детстве пострадала от недостаточной поддержки. Её отец пил и распускал руки, так что матери пришлось год прожить вместе с маленькой Марией в приюте для жертв домашнего насилия.
Мужчинам в новом правительстве достались очень мужские должности
Нарочно или нет, но в правительстве Санны Марин мужчины получили стереотипически мужские зоны ответственности, такие, как транспорт, оборона, зарубежная торговля и зарубежная политика. Пятый мужчина получил должность министра сельского хозяйства, которое в Финляндии традиционно во многом держалось на женщинах, но в целом, скорее, свободно от гендерной привязки в общественном восприятии.
Для финнов Ли Андерссон скандальнее Санны Марин
Шведы — с одной стороны, самое крупное этническое меньшинство страны, с другой — потомки колонистов, угнетавших местное население. Уже происхождение делает Андерссон неоднозначной личностью. Кроме того, она куда более «красная», чем Марин, занимает в определённых моментах пророссийскую позицию. Её вообще называют за глаза Пеппи Длинныйчулок, настолько свободно и непосредственно она себя ведёт, позволяя себе, в том числе, пьяной общаться с прессой. Но, конечно, в нерабочее время, пишет kulturologia.ru.
Такая свобода идёт родом из семьи: мать Ли — журналистка, а отец — скульптор, и она с юности росла в очень вольной атмосфере. Она сознательно выучила русский язык — как говорят, затем, чтобы читать классиков коммунизма, и так же сознательно ушла в политику в шестнадцать лет, начитавшись статей «левых» авторов. Когда Андерссон написала книгу об ультраправых Финляндии, те раз за разом скандально срывали презентацию книги — но смутить Ли было трудно. С 2016 года Андерсон занимает пост председательницы партии Левый союз. Она также заявляет, что Финляндия должна стать страной, где люди важнее денег.