Сегодня мы решили поднять одну из важнейших тем общества — о женских достижениях, которые приписали себе мужчины. Эффект Матильды — это отрицания женского вклада в науку, уменьшение значимости их работ и передача их трудов коллегам противоположного пола — мужчинам.
Эффект впервые описала феминистка Матильда Джослин Гейдж в своем эссе «Женщина как изобретатель». Мы расскажем о великих женщинах, имена которых история долго хранила в тени мужчин.
Мэри Шелли
С историей написания любимого миллионами готического романа о Франкенштейне получилась путаница. Дело в том, что его авторка Мэри Шелли опубликовала роман первый раз анонимно (в 1818 году). Книжные любители присвоили авторство Перси Шелли, который был мужем Мэри.
Перси уже успел прославиться как поэт, а вот Мэри на тот момент никто не знал, ей было только 18 лет. Да и адресован роман был отцу авторки. Второе издание она выпустила уже под своим именем. Литературные критики, как и читатели, не верили, что произведение могло быть написанным молодой девушкой.
Но сохранились черновики, на которых Мэри писала знаменитый роман. Именно они и доказывают ее авторство. А Перси Шелли просто помогал редактировать жене книгу.
Алис Ги
Еще одна печальна история о том, как славу за достижение и талант жены получил ее супруг. Нашей следующей героине Алис Ги удалось выйти из тени мужа только после развода.
Алис Ги — родоначальница французского кинематографа. За свою жизнь женщина сняла больше 100 фильмов. Для начала ХХ века ее фильмы стали настоящим прогрессом в истории кино. Алис снимала в своих работах доминирующих женщин, а мужчинам давала подчиняющиеся роли. Кстати, среди ее фильмов есть экранизация романа Эдгара По «Колодец и маятник».
Она начинала от секретарши и стала основателем и художественным руководителем нью-йоркской кинокомпании Solax Studios. Но имя женщины забрал ее супруг. Именно он, Герберт Блаше, и стал президентом компании. Ему же и приписывали авторство фильмов Алис Ги.
Камилла Клодель
Пара выдающейся студентки Камиллы Клодель и известного художника Огюста Родена со стороны казалась просто идеальной. Творчество стало магнитом, который притягивал молодых людей друг к другу. Они были лучшими друзьями и любовниками, но Роден с законной женой не разводился.
Камилла обладала невероятным талантом, казалось, что ее скульптуры живые. Она проводила время в мастерской Родена и зависела от него в финансовом плане. Материалы для работы были девушке не по карману, а ценители искусства не хотели инвестировать свои деньги в женское творчество.
Работы Камиллы Клодель и Огюста Родена были очень похожи. Критики не сомневались в том, что все скульптуры были сотворены мужчиной. В талант Камиллы не верил никто. Девушка утверждала, что любовник копирует ее идеи и вопрощает в своих работах.
Разорвать отношения и творить в личной мастерской получилось позже.
Фанни Мендельсон
С юношеских лет девочку Фанни родители воспитывали как будущую жену и мать. Именно по этой причине с 15 лет ей запретили заниматься музыкой. До этого девочка вместе с младшим братом развивала музыкальные способности.
Она с успехом играла на скрипке и фортепиано, сама писала пьесы. Опытные музыканты восхищались талантом девочки и ее прекрасным пением. Даже Гете несколько своих стихотворений посвятил ее голосу. Когда Фанни вышла замуж, ей больше не приходилось заниматься музыкой тайно. До этого девочка из-за боязни осуждения родителей публиковала свои песни под именем брата. Он же был единственным человеком, кто знал об этом.
А вот муж Фанни Мендельсон был в захвате от таланта супруги. К сожалению, она и дальше использовала имя брата для своих работ. А он не стеснялся подыгрывать выдающейся сестре, пишет boom.ms.
20 лет выдавал ее работы за свои, стал богатым и знаменитым. Произведения звучали в самых престижных залах мира. Жаль, что родители так и не поменяли свое мнение о том, что музыка — мужское дело.
К сожалению, о талантах и способностях многих великих женщин люди узнавали не сразу. Несмотря на то, что долгое время им приходилось оставаться в тени мужчин, они все равно продолжали трудиться. Настоящие поклонницы искусства!