Критики называют «Войну Анны» лучшим российским фильмом 2018 года и одним из самых значимых фильмов о войне последних лет. На фоне блокбастеров о героических подвигах Великой Отечественной самобытный екатеринбургский режиссер Алексей Федорченко («Овсянки», «Ангелы революции») произвел настоящую сенсацию камерной «Войной Анны». В Израиле показы этого фильма и встречи с режиссером пройдут в июне 2019 года.
Эта история очень тихая – главная героиня не произносит в ней ни слова, герметичная – почти все действие происходит в одном помещении, а часть действия и подавно — внутри большого камина. В ней нет кровавых сцен, убийств и физиологичной жестокости, но эмоционально она настолько плотная, что каждый звук и всполох света заставляет вздрагивать.
Анна – шестилетняя девочка, случайно выжившая в массовом расстреле евреев в деревне на Полтавщине. Соседи приводят ее в немецкую комендатуру, расположившуюся в здании бывшей школы, но девочка вырывается из рук местного полицая и прячется в огромном камине, оставшемся с дореволюционного времени. О ней тут же забывают, так что она остается внутри. Днем наблюдает за людьми, ночами выходит из своего убежища и путешествует по комнатам, добывает еду, воду, играет, умывается, выстраивая свою маленькую жизнь.
В интервью Алексей Федорченко рассказывает: «Это был маленький рассказ в Живом Журнале, о девочке, которая во время оккупации на Полтавщине два года пряталась в камине военной комендатуры. Так она выжила, дождалась освобождения деревни. Я не думал, что когда-нибудь буду снимать о войне, мне хотелось снять фильм, где все происходило бы в ограниченном пространстве. Но я нашел эту историю, а когда я увидел Марту, то понял, что снять ее возможно».
Марта Козлова, которой на момент съемок было шесть лет, привыкла к камере. Ее мама Марина Козлова – известный фотограф, именно благодаря ее снимкам режиссер увидел Марту. Но помимо выразительной внешности девочка оказалась одарена невероятным актерским талантом. «Она актриса от природы, — рассказывает Федорченко, — я работал с ней как со взрослой, ставил задачу, которую она выполняла…».
История Анны, живущей днем в камине, а по ночам путешествующей по пустынным комнатам, завораживает и притягивает, буквально втягивая зрителей внутрь. Страх переплетается с любопытством, отчаяние с храбростью, главная героиня приобретает друга и теряет его, делает открытия, попадает в фантасмагорию, радуется нечаянным находкам и сражается с врагами — и стремительно взрослеет прямо у нас на глазах. Оторваться от этого зрелища невозможно при всем желании, как и от возникающих ежеминутно аллюзий: от кэролловской Алисы и всей истории Холокоста до противостояния миров взрослых и детей. От мысли, что может мы видим загробную жизнь – а душа вылетал в трубу камина? Невозможно отвлечься от обобщений и деталей, от аллюзий бунта и красоты кино. Финал же фильма открыт, непредсказуем и парадоксален. «Я убежден, что Вторую мировую войну выиграла маленькая девочка Анна с Полтавщины», — так говорит он нем режиссер.
Соавтором сценария стала Наталья Мещанинова, одна из лучших современных сценаристов российского кино, знакомая зрителям по фильмам «Аритмия» и «Сердце мира». Именно она написала те короткие истории, диалоги, которые слышит и видит Анна из своего укрытия и смысла которых она не всегда понимает. Мещанинова и Федорченко создали абсолютно узнаваемый мир, где каждая деталь достоверна, и каждый предмет находится на своем месте не просто так. «Потому что это ее мир, это единственное, что ее окружает. Мы делали вещественный мир из простых предметов, от камня до скелета козла или маски Гитлера… Фильм очень тактильный, предметный», — объясняет Федорченко. Даже безумный новогодний карнавал – точная реконструкция немецкого праздника на оккупированной территории, где костюмы сделаны по историческим архивным фотографиям.
Но при этом мир этот полон магии – как и бывает в детстве. Эта магия сплетается из минималистичной музыки, звуков (для создания сложной звуковой партитуры была приглашен француз Венсан Арнарди, работавший над «Амели» и «Такси»), света и тени, будто изменяющих пространство. Оператор Алишер Хамидходжаев, обладатель множества призов международных и российских фестивалей («Аритмия», «Звезда», «Антон тут рядом», «Бумажный солдат», «Все умрут, а я останусь» и т.д.) получил задачу, казалось, невыполнимую, учитывая пространство внутри камина и ночь как время основных событий фильма. Но его камера играет собственную роль, плетет историю, то максимально сливаясь с героиней, то отдаляясь. Режиссер рассказывает, что Хамидходжаев часами наблюдал за Мартой, стоял рядом с камерой и ловил микроскопические движения, которые потом вошли в фильм. За эту фантастическую работу Алишер Хамидходжаев был удостоен премии кинокритиков «Белый слон», номинирован на премии «Золотой орел». «Ника» и «Белый квадрат»
После премьеры фильма в январе 2018 года на Роттердамском кинофестивале «Война Анны» собрал уже множество премий: главный приз в номинации «Лучший фильм», Алексей Федорченко получил «Золотого орла» за лучшую режиссуру, Марта Козлова стала обладательницей двух премий за лучшую женскую роль – «Ника» и «Белый слон» (впервые эту награду получил ребенок).
Перед Днем Победы картина выходит в ограниченный прокат в России, а в июне ее можно будет увидеть в Израиле. Представить картину и ответить на вопросы приедет режиссер Алексей Федорченко.
****
«Война Анны» — показы в Израиле
Раанана, 16 июня 2019, воскресенье, 19:30, кинотеатр «Лев»
Тель-Авив,17 июня 2019, понедельник,19:30, кинотеатр «Лев» — зал 1 (3 этаж).
Иерусалим, 18 июня 2019, вторник, 19:30, «Лев Смадар».
Хайфа, 19 июня 2019, среда, 19:30, «Синематека».
Заказ билетов:
https://israelculture.kaccabravo.co.il/announce/63559
Страница проекта «Линия жизни. Израиль» –https://www.facebook.com/LiniyaZhizniIsrael/
Страница мероприятия: https://www.facebook.com/events/370296780226921/
Фотографии предоставлены продюсером проекта Фаиной Новоходской и пресс-службой кинокомпании «САГа»