Завершил работу 68-й Каннский кинофестиваль, который в эти дни проходил на Лазурном берегу Франции. Объявление победителя стало настоящим сюрпризом для его поклонников. Неожиданно для всех «Золотую пальмовую ветвь» присудили малобюджетному фильму режиссера Жака Одиана «Дипан».
Отметим, что на церемонии награждения лауреатов Жюри под председательством Джоэла и Итана Коэн объявило имена победителей 68-го Каннского фестиваля. Отдав дань уважения памяти Жана Зайя, участника антифашистcкого сопротивления и учредителя Фестиваля, Ламбер Вильсон пригласил под музыку на сцену Большого театра Люмьеров гостей, уполномоченных вручить премии, и лауреатов. Чести вручить «Золотую пальмовую ветвь» создателям лучшего из девятнадцати фильмов Основной конкурсной программы удостоилась бельгийская актриса Сесиль де Франс.
Джейн Биркин вручила почетную «Золотую пальмовую ветвь» за заслуги в кинематографе французской актрисе и режиссеру Аньес Варда. Церемонию закрытия завершил показ фильма Люка Жаке La Glace et le Ciel.
ОСНОВНАЯ КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА ПОЛНОМЕТРАЖНЫХ ФИЛЬМОВ
«Золотая пальмовая ветвь»
DHEEPAN реж. Жак ОДИЯР (Jacques AUDIARD)
«Гран-при»
SAUL FIA (Son of Saul) реж. Ласло НЕМЕШ (László NEMES)
Премия за лучшую режиссуру
ХОУ Сяосянь (HOU Hsiao-Hsien) за фильм NIE YINNIANG (The Assassin)
Премия жюри
THE LOBSTER реж. Йоргос ЛАНТИМОС (Yorgos LANTHIMOS)
Премия за лучшую женскую роль
Руни МАРА (Rooney MARA) за роль в фильме CAROL реж. Тодд ХЕЙНС (Todd HAYNES)
Эмманюэль БЕРКО (Emmanuelle BERCOT) за роль в фильме MON ROI реж. МАЙВЕНН (MAÏWENN)
Премия за лучшую мужскую роль
Венсен ЛИНДОН (Vincent LINDON) за роль в фильме LA LOI DU MARCHÉ (The Measure of a Man) реж. Стефан БРИЗЕ (Stéphane BRIZÉ)
Премия за лучший сценарий
Мишель ФРАНКО (Michel FRANCO) за сценарий к фильму CHRONIC
КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА КОРОТКОМЕТРАЖНЫХ ФИЛЬМОВ
«Золотая пальмовая ветвь»
WAVES ’98 реж. Эли ДАГЕР (Ely DAGHER)
ПРОГРАММА «ОСОБЫЙ ВЗГЛЯД»
ПРЕМИЯ «ОСОБЫЙ ВЗГЛЯД»
HRÚTAR (Béliers) реж. Гримур Хаконарсон (Grímur Hákonarson)
ПРЕМИЯ ЖЮРИ
ZVIZDAN (The High Sun) реж. Далибор Матанич (Dalibor Matanić)
ПРЕМИЯ ЗА ЛУЧШУЮ РЕЖИССУРУ
Киеси Куросава (Kiyoshi Kurosawa) за фильм KISHIBE NO TABI (Journey to the Shore)
ПРЕМИЯ «ОСОБЫЙ ТАЛАНТ»
COMOARA (Treasure) реж. Корнелиу Порумбою (Corneliu Porumboiu)
ПРЕМИЯ ЗА ВКЛАД В БУДУЩЕЕ (PRIX DE L’AVENIR) Ex aequo
MASAAN реж. Неераж Гайван (Neeraj Ghaywan)
NAHID реж. Ида Панахандех (Ida Panahandeh)
«ЗОЛОТАЯ КАМЕРА»
LA TIERRA Y LA SOMBRA реж. Сезар Аугусто АСЕВЕДО (César Augusto ACEVEDO) в рамках «Недели кинокритики»
ПРОГРАММА «СИНЕФОНДАСЬОН»
Первая премия
SHARE реж. Пиппа Бианко (Pippa Bianco)
AFI’s Directing Workshop for Women, США
Вторая премия
LOCAS PERDIDAS реж. Игнасио Журисич Мерилльян (Ignacio Juricic Merillán)
Carrera de Cine y TV Universidad de Chile, Чили
Третья премия ex aequo
«Возвращение Эркина» (THE RETURN OF ERKIN) реж. Мария Гускова (Maria Guskova)
High Courses for Scriptwriters and Film Directors, Россия
Третья премия ex aequo
VICTOR XX реж. Ян Гарридо Лопес (Ian Garrido López)
ESCAC, Испания
Жюри CST присудило премию PRIX VULCAIN DE L’ARTISTE-TECHNICIEN:
Звукорежиссеру Тамасу ЗАНЬИ (Tamas ZANYI) за уникальный вклад в звуковое оформление фильмаSAUL FIA (Son of Saul) реж. Ласло НЕМЕША (László NEMES).
Но вернемся к победителю кинофестиваля — фильму режиссера Жака Одиана «Дипан. Картина рассказывает историю бывшего бойца группировки «Тигры освобождения Тамил-Илама», который бежит во Францию вместе с молодой женщиной и девочкой, чтобы получить политическое убежище. Премию Одиару вручили председатели жюри Джоэл и Итан Коэны.
После того, как лауреат получил приз из рук актрисы Сесиль де Франс и двух председателей Жюри полнометражных фильмов Джоэла и Итана Коэнов, Одиар произнес: «Я очень тронут. Я знал, что эта премия не оставит меня равнодушным! Я хочу поблагодарить Михаэля Ханеке за то, что он ничего не снял в этом году. Также хочу поблагодарить моих актеров, без которых не было бы ни этого фильма, ни «Золотой пальмовой ветви». А получить премию от братьев Коэнов, это просто невероятно! Сын Александра Дюма говорил о своем отце: «ребенок, который появился у меня так рано». Сегодня вечером я думаю о моем отце».
Гран-при Каннского фестиваля 2015 получает фильм Saul Fia (Son of Saul) Ласло Немеша. Получив награду из рук Мадс Миккельсена, лауреат признался::«Это — мой первый каннский фильм. В фильме мы хотели рассказать новому поколению об уничтожении евреев в Европе, и я доволен, что выбрал для этого пленку. Пленка позволяет передать чудо киноискусства!»
Премия за лучшую режиссуру вручается Хоу Сяосяну за фильм Nie Yinniang (The Assassin). Получив награду из рук актрисы Валерии Голино, лауреат поблагодарил свою съемочную группу и сказал: «Я седьмой раз приезжаю в Канны, и у меня уже есть одна премия, но эта премия — особенная».
Приз за лучшую мужскую роль был присужден Венсану Линдону за роль в фильма La Loi du marché (The Measure of a Man). После того, как лауреат получил приз из рук мексиканской актрисы Мишель Родригес (Michelle Rodriguez), он посвятил фильм Стефана Бризе «всем тем, кого не всегда ценят по заслугам, чьи труды принимают как должное». Растроганный Венсан Линдон отдал должное работе режиссера, который заставил его «воплотить свои фантазмы, неврозы и мечты».
Приз жюри удостоился фильм The Lobster режиссера Йоргоса Лантимоса. Получив награду из рук актрисы Летиции Каста, лауреат заявил: «Я хотел бы поблагодарить Жюри и Тьерри Фремо за то, что они поддержали этот фильм. Я также благодарю всех, кто помог мне создать его, всех актеров, которые поняли текст, не самый простой для понимания».
Представляем нашим читателям выдержки из встречи с лауреатами 68-го Каннского фестиваля:
Они были только что награждены за свою работу на сцене Большого Театра Люмьеров, и теперь они в последний раз предстают перед журналистами. Перед вами — самые горячие интервью с лауреатами:
Жак Одиар, премия «Золотая пальмовая ветвь» — Dheepan: «У фильма счастливый конец, потому что герой идет навстречу желанию героини. Мне нравится, когда мужчина принимает желание женщины. Мне больше всего интересен взгляд другого человека, как мы видим тех, кто продает розы на террасах ресторанов… У каждого из этих людей есть своя история».
Ласло Немеш, премия «Гран-при» — Saul Fia (Son of Saul): «Думаю, что Европа еще не оправилась от травмы, нанесенной уничтожением евреев во время Второй мировой войны. В Венгрии столько народа погибло в лагерях, и я не думаю, что это просто страница истории. Мне хотелось подойти к этой теме с иной точки зрения, и в фильме я обращался к поколению тех, кто выжил, а их с каждым годом все меньше и меньше».
Хоу Сяосянь, премия за лучшую режиссуру — Nie Yinniang (The Assassin): «Достигая определенной глубины, мы говорим о сущности человека, о том, как он живет, о культуре его жизни. А когда мы говорим о человеческой сущности — тема становится универсальной».
Mишель Франко, премия за лучший сценарий — Chronic: «Этот сценарий был написан на основе личной истории, в нем я пытался понять, как живут люди, несущие на себе столь тяжелую ношу. Поэтому я не могу не сказать, что эта премия по праву принадлежит моей бабушке».
Йоргос Лантимос, премия жюри — The Lobster: «Каждый фильм в своем роде — эксперимент. Поэтому получить премию — это просто невероятно».
Венсан Линдон, премия за лучшую мужскую роль — La Loi du marché (The Measure of a Man): «Нам всегда нужен кто-то, кто мог бы вытащить на свет наши внутренние тайны. Стефан Бризе помог мне вытащить наружу то, о чем я сам в себе не подозревал. Мне кажется, все мои роли служили мне для того, чтобы я однажды смог сыграть эту роль».
Тодд Хейнс, о присуждении премии за лучшую женскую роль Руни Мара за ее игру в фильме Carol: «Она удивительная, и чествовать ее здесь — особая честь. Обе актрисы потрясающе сыграли, весь фильм держится на их игре».
Эмманэль Берко, премия за лучшую женскую роль — Mon Roi: «Делить свою премию с кем-то — это не так тяжело, как получать ее в одиночестве! Это моя третья каннская премия, и в третий раз я разделяю ее с другой актрисой, и мне это подходит. Надеюсь, что однажды мне удастся сыграть роль так же хорошо, но это пока только мечта!»
Сезар Аугусто Асеведо, премия «Золотая камера» — La Tierra y La Sombra: «Этот фильм говорит об истории, об личности и памяти целого народа. Он несет с собой идею прогресса».
Эли Дагер, премия «Золотая пальмовая ветвь» за лучший короткометражный фильм — Waves ’98: «Этот фильм мог быть только художественным — другого выбора у меня просто не было».
По материалам сайта Meduza, официальный сайт Каннского фестиваля