В лесных массивах Баварских Альп затаился сказочный замок Нойшванштайн. Это настоящий шедевр, который, имея сумасшедшую популярность у туристов, приносит баснословные деньги в казну Германии. Он стал прототипом замка Спящей красавицы в Парижском Диснейленде, источником вдохновения Петра Чайковского для балета «Лебединое озеро» и воплощением любви Людвига II к музыке Вагнера.
И вряд ли в Германии найдутся еще замки, которые хранят такое количество экспонатов, демонстрирующих королевское восхищение композициями Вагнера — чарующий замок Нойшванштайн по-прежнему бережно хранит гобелены с изображением сцен из его опер.
А находится сказочный замок Нойшванштайн, который был построен в конце XIX века королем Людвигом II, в удивительно живописном месте в юго-западной Баварии, недалеко от австрийской границы. Он расположен на утесе — на месте руин двух фортов, когда-то входивших в систему защиты торгового пути из Аугсбурга в Италию.
Нойшванштайн переводится как «Новый Лебединый Камень». Лебединым мотивом пронизана вся архитектура сооружения. Лебедь является геральдическим символом старинного рода графов Швангау, преемником которого считал себя отец Людвига II, Максимилиан II Баварский. Людвиг был огромным поклонником Ричарда Вагнера, отождествляя себя с одним из персонажей его опер — Лебединым рыцарем. Унаследовав королевский трон, Людвиг II воплотил свою давнюю фантазию — лебединый замок несравненной красоты.
Строить этот замок начали 5 сентября 1869 года, предварительно с помощью взрывчатки уменьшив высоту утёса примерно на 8 метров. Сначала была проложена дорога и устроен водопровод, затем в 1869–1873 годах были построены ворота, в которых Людвиг II проживал некоторое время, пока к 1886 году не были готовы покои в основном здании, называющемся «Палас».
По тем временам масштабы строительства поражали, да и по сегодняшним меркам они впечатляют — в среднем ежедневно было задействовано около 200 мастеров не считая подсобных рабочих. В периоды, когда Людвиг II настаивал на ускорении строительства, работы велись круглосуточно более чем 300 мастерами.
Только по статистике с 1879 по 1880 годы на строительство было использовано 465 тонн мрамора, 1550 тонн песчаника, 400 000 кирпичей и более 2000 м³ пиломатериалов для лесов. Для подъёма и подачи строительных материалов использовались 2 паровых крана.
Что примечательно, за всё время строительства было зарегистрировано всего 30 несчастных случаев, что кажется очень малым при том уровне развития технологий и обеспечения безопасности. Кстати, Людвигом II было организовано страховое общество, где за небольшую сумму можно было застраховаться на всякий случай.
В ходе строительства Людвиг II постоянно изменял проект, добавляя или пересматривая различные детали, меняя устройство, убранство и назначение помещений. Первоначальный бюджет на строительство замка, оцениваемый в 3.2 миллиона марок в итоге был превышен в более чем два раза ещё при жизни короля.
Людвиг II израсходовал на строительство всё своё состояние и погряз в кредитах, сумма которых превысила 14 миллионов марок. Даже в таких тяжёлых финансовых условиях он настаивал на продолжении строительства и угрожал кредиторам покончить жизнь самоубийством если те отберут у него его замок, отмечает Румбур.
В начале 1886 года Людвигу II было отказано в очередном 6-миллионном кредите. В июне Баварским правительством было принято решение о его свержении, 11 июня он был арестован в своём замке, а 13 июня был найден мёртвым в водах озера Штарнбергер. Обстоятельства гибели короля остаются тайной до сих пор. В сумме Людвиг II прожил в своём замке около 172 дней.
К моменту смерти Людвига II замок был далёк до окончания, а с некоторыми частями проекта даже не было определённости. Хотя Людвиг II планировал замок исключительно как собственные апартаменты, спустя всего несколько недель после его смерти замок был открыт для посетителей. Это позволило администрации Нойшванштайна частично закончить строительство и расплатиться с долгами к 1899 году.
Во время Второй Мировой Войны замок не пострадал благодаря своему отдалённому местоположению, а в апреле 1945 года чудом уцелел, когда офицер СС отказался выполнить приказ о подрыве замка.
Стоит отметить, что до 1944 года замок служил нацистам в качестве хранилища награбленных ценностей и предметов искусства из Франции, а в конце войны — в качестве золотохранилища Рейхсбанка, которое в итоге исчезло в неизвестном направлении.