Готовимся к Новому году: Обзор шампанского

До Нового года осталось всего ничего, и пора освежить в памяти список самых известных шампанских брендов. Какое шампанское пили российские императоры в период между победой над Наполеоном и потерей престола? В пользу какого шампанского Джеймс Бонд отказался от водки с мартини? Чье лицо – Клаудии Шиффер или Скарлет Йохансон – красивее в качестве «лица шампанского дома»? Дом Периньон – это, вообще-то, человек или здание? Настало время разобраться!

1. Вдова Клико (Veuve Clicquot Ponsardin)

Женщин – вперед. Самая известная в мире «женская» марка шампанского – Veuve Clicquot. В начале 19 века героическая 27-летняя вдова Клико, в девичестве Барб Николь Понсардэн, приняла в наследство от мужа винодельческое хозяйство средней руки — и подняла его на невиданные высоты. Она заполнила своим замечательным продуктом 18 км подземелий, выкупив их у города и превратив в винные погреба. Ей принадлежит авторство метода очистки шампанского до кристальной прозрачности, которым до сих пор пользуются все виноделы мира. Она же изобрела проволочную уздечку, надеваемую на пробку — жидкость в бутылке находится под давлением, в 3 раза превышающем давление в автомобильной шине. Она взяла себе в союзники даже… космос. Посетившая Солнечную систему «Комета 1811 года» подарила вдове отличную мысль – отправить в победившую Наполеона Россию корабль с партией в 10000 бутылок «вина кометы» — шампанского урожая 1811 года, с хвостатой звездочкой на этикетке. И это стало началом долгих успешных коммерческих взаимоотношений вдовы и далекой северной империи.

Эта женщина прожила 88 лет и лишила равнодушных к виноделию родственников наследства, передав своё процветающее дело тому, кто работал с ней до самого конца – своему управляющему и другу, Эдуарду Верде, потомки которого упрочили после ее смерти славу марки — сегодня этот бренд один из самых известных, его пьют в 150 странах мира.

2. Моэт и Шандон (Moët & Chandon)

Этот чёрный с золотой каймой бант, скрепленный красной круглой печатью под горлышком бутылки, знают все. Он был придуман в 1886 году, и с тех пор остается неизменной узнаваемой деталью оформления фирменной продукции Moet & Chandon.

Вот уже 250 лет эта компания выпускает одну из самых известных и престижных марок шампанского. С самого начала дом Moet & Chandon является одним из главных официальных поставщиков королевских дворов. В свое время его вино поставлялось Людовику XV, а Наполеон Бонопарт сам заезжал в поместье, когда оказывался в Шампани.

Среди клиентов, которым Моэт и Шандон поставлял свои вина, был Томас Джефферсон, а король Англии Эдуард VII настолько полюбил это шампанское, что повсюду ходил в сопровождении слуги, носившего за ним корзину с парой-тройкой бутылок. И сегодня дом Моэт и Шандон имеет Королевское разрешение как поставщик шампанского Королевы Великобритании Елизаветы II.

В современную эпоху звезд поп-культуры шампанское Моэт и Шандон активно осваивает мир кинематографа. На протяжении почти двух десятилетий Moët является официальным шампанским премии «Золотой Глобус»,
а весной этого года компания провела нашумевшую в прессе акцию с выбором «лица шампанского дома Моет и Шандон» — им стала восходящая голливудская звезда Скарлет Йохансон.
Наверх

3. Дом Периньон (Dom Pérignon)

Эта этикетка в виде «щита» известна во всем мире. Моет и Шандон производит это эксклюзивное винтажное шампанское с 1936 года.

Названа марка в честь знаменитой в виноделии личности – монаха-бенедиктинца Пьера Периньона, жившего в 17 веке. Дом – это обращение к духовному лицу во Франции. Ему приписывается (французами, англичане думают по-другому) слава изобретения игристого пенистого напитка — до него никто не додумался, как обычное сбродившее вино превратить в новый замечательный напиток. Вероятно, он не был абсолютно первым, но, безусловно, стоял у истоков технологии производства шампанского, которая в общих чертах унаследована и нашими современниками. Ему принадлежат идеи вторичного сбраживания тихого вина, подбор смеси белых вин и выдержки её в толстостенных бутылках, а также укупорки бутылок корковой пробкой. Будучи тридцати лет от роду, Пьер Периньон возглавил винные погреба бенедиктинского аббатства Овилье, заявив, что создаст лучшее в мире вино. И ему это удалось — слухи о превосходном качестве шипучего монастырского напитка достигли Версаля. Вина от Dom Pérignon стали поставляться к королевскому двору Людовика XIV, «короля-солнца».

Современный Дом Периньон, от Моет и Шандон, производится в соответствии с традицией, заложенной легендарным монахом — создавать лучшее вино в мире. Его качество таково, что вино, пожалуй, не нуждается в дополнительной рекламе.

Тем не менее, компаниия-производитель совсем недавно привлекла к работе над имиджем марки Карла Лагерфельда. Акция имела чрезвычайный успех и вывела марку на новый уровень популярности. А также стала образцовым примером винного брендинга, и — неким культовым событием в мире моды и лайфстайла – Лагерфельд привлек к фотосессиям с Домом Периньоном звезд подиума — Еву Герцигову и Клаудиу Шиффер. Сквозная идея акции: Dom Pérignon – волшебный напиток, раскрепощающий сексуальные фантазии.

4. Луи Рёдерер (Louis Roederer)

Весь мир знает этот бренд по его самому знаменитому вину — Louis Roederer Cristal. «Роскошное вино», «ошеломляющее качество» — такие эпитеты употребляет в его адрес Роберт Паркер. И безусловно, это самое престижное в России и наиболее дорогое из шампанских вин вообще. «Царский напиток» — оно впервые было произведено в 1876 году, специально для Александра II. До самой революции дом Луи Родерер был официальным поставщиком вина ко двору российского Императора. Более 60% его продукции направлялось в Российскую Империю. Своё название – Кристаль получило потому, что поставлялось в специально изготовленных по заказу Александра II хрустальных бутылках.

В сегодняшнем «золотом» оформлении внешнего вида бутылки, с изящной вязью шрифта и вензелей на этикетке — поддержана ассоциация с царской короной, аристократичностью, изысканностью и богатством. Во всем мире оно считается напитком роскоши, который предназначен для победителей и лидеров. Политика шампанского дома Луи Родерер также отличается аристократичностью и независимостью — ещё ни одной международной корпорации не удались попытки его поглощения — он чуть ли не единственный дом в Шампани, который остается в семейной собственности.

Ценность продукции шампанского дома ещё раз была подтверждена в июле этого года – на аукционе в США бутылка шампанского Louis Roederer Cristal Rose 2002 была продана за $12000. Средства от аукциона были направлены на поддержку современного искусства. Что символично – вино с такой историей, уровнем престижности и такой ценой — уже не столько вино как таковое, сколько предмет высокого искусства.

5. Пайпер Хайдсик (Piper-Heidsieck)

Это вино знают как вино Голливуда. Чуть не с самого начала проведения церемоний награждения премией Оскара оно сопровождает эти праздничные мероприятия.

Оно было любимым напитком Мерилин Монро, и она не раз запечатлена фоктокамерой с бокалом шампанского в руке. И этим шампанским чаще всего было — Piper-Heidsieck.

В 1965 г. Пайпер-Хайдсик создал самую большую бутылку шампанского в мире — 1 м 82 см, что соответствует росту американского киноактёра Рекса Харрисона. Бутылка предназначалась для празднования получения Харрисоном Оскара за роль в фильме «Моя прекрасная леди», где он сыграл с Одри Хепберн. Гигантская бутылка заключала в себе объем 64 обычных бутылок с великолепным винтажным шампанским Piper-Heidsieck Brut урожая 1959 года.

В этом году Пайпер-Хайдсик отличился новым дизайнерским и пиар-ходом – совместно с Christian Louboutin он выпустил ограниченным тиражом подарочный набор – бутылку своего вина в сопровождении изящной дамской туфельки с хрустальным каблучком, что одновременно отсылает нас и к Золушке, и к романтическому обычаю пить шампанское из туфельки дамы сердца.

Компания Piper-Heidsieck сделала праздничный красный и золотой цвета – узнаваемыми и запоминающимися цветами своего бренда, и очень удачно использует их в оформлении своего фирменного стиля – и этикетки самого вина, и всей сопутствующей рекламной продкуции, и официального сайта компании.

6. Мумм (G.H. Mumm)

Стиль этикетки MUMM легко запоминается по диагональной красной ленте – это символ почетного легиона — которой украсил своё вино ещё в 18 веке один из первых владельцев шампанского дома. Этот фирменный знак марки сразу опознается на полках винных бутиков, и на рекламный роликах. И на воздушных шарах, которые компания так любит запускать в рекламных целях.

Вообще, MUMM – это вино адреналина, экстремальных видов спорта, путешествий и открытий. На протяжении всей истории своего существования компания G.H.MUMM выступает спонсором всевозможных мероприятий, связанных с техническими прорывами и спортивными достижениями человечества. Слоган компании – «Смелость и стремление к необычайным открытиям».

В начале прошлого века компания осуществила свой первый спонсорский проект: знаменитый путешественник капитан Шарко «крестил» свое судно «Ле-Франсе», разбив о его борт бутылку шампанского MUMM Cordon Rouge. 14 июля 1904 года на льдине в Антарктиде капитан Шарко и его команда отметили бокалом шампанского MUMM День взятия Бастилии.

Когда вы видите трансляцию Формулы-1, обратите внимание на то, каким шампанским поливают друг друга победители. В этом году компания объявила о выпуске ограниченной серии GH Mumm F1 box “Limited Edition”, которая стала частью коллекции шампанского “Формула-1″ от Mumm, официального спонсора гонок.

А недавно это шампанское получило своеобразную художественную рекламную поддержку — на свет произведены необыкновенные стеклянные Mumm-шары — что-то среднее по размерам между пузырьками шампанского и воздушными шарами-дирижаблями.

7. Круг (Krug)

Качество и выдержка – так можно было бы сформулировать кредо шампанского дома Krug. «Их строгая и очень консервативная политика выдерживания вина в течение многих лет перед выпуском его в продажу представляется почти несовместимой с темпами современного мира», — потрясен Роберт Паркер, — «но к счастью, это обеспечивает их высочайшее качество, зрелость и сложность.»

Эти люди не гонятся за количеством. Дом выпускает в год всего около 100 тыс бутылок, это в 300 (!) раз меньше объемов производства мастодонта рынка шампанского – Моэт и Шандон.

Площадь собственных виноградников у компании крайне ограничена – всего 20 га, и она закупает лучший виноград ещё с 56 га лучших виноградников Шампани. Смесь проходит ферментацию в маленьких деревянных бочках, а затем выдерживается в бутылках не меньше 6-8 лет. Это обеспечивает вину уникальный узнаваемый сложный вкус и способность к дальнейшему благородному старению в бутылке.

Вина этого шампанского дома – одни их самых «долгоиграющих», их качество остается неизменным или даже улучшается со временем. Это вина так называемой «поздней реализации», так как они могут выдерживаться и 30, и 40 лет. Это прекрасный объект для долговременных инвестиций в вино. Роберт Паркер, продегустировав Krug 1947 года урожая, заявил, что это самое выдающееся шампанское. которое он когда-либо пробовал.

А в апреле этого года на винном аукционе в Гонконге за бутылку 750 мл ещё более старого вина — шампанского 1928 г. из коллекции Krug Collection — заплатили $21200 – и, таким образом, оно стало самым дорогим из когда-либо проданных шампанских вин. По словам эксперта аукционного дома Sotheby’s Серены Сатклифф (Serena Sutcliffe), это вино — одно из лучших шампанских вин за всю историю виноделия.

8. Пол Роже (Pol Roger)

Основанный в 1849 году Полом Роже, шампанский дом Pol Roger по-прежнему остается во владении семьи, противостоя всеобщему процессу слияний и поглощений небольших семейных предприятий крупными холдингами типа LVMH. И сегодня дом управляется двумя правнуками его основателя, добившмися в честь своего прадеда даже изменения своей фамилии — теперь она пишется через дефис – Пол-Роже.

Это — одна из лучших фирм Шампани и одно из лучших шампанских вин на свете. Роберт Паркер, главный винный критик мира, оценивает его исключительно восторженно: «Если и существует какое-то одно винтажное шампанское Brut, которое явно может претендовать на роль одного из величайших вин мира, то это – Pol Roger.»

Исключительное качество этого винтажного вина – его способность сохраняться в течение 30 и более лет, что не под силу даже многим великим красным винам Бордо. Это обстоятельство делает Pol Roger весьма привлекательным для винных коллекционеров и для надежных и выгодных винных инвестиций.

Пол Роже известно как любимое шампанское сэра Уинстона Черчилля. Как-то он сказал: «Не могу жить без шампанского. После победы я его заслуживаю, а после поражения я в нем нуждаюсь». И это было не общее замечание в адрес всех шампанских вин – Черчилль был верным поклонником именно этой марки. Компания Pol Roger даже поставляла ему своё вино в уникальной таре — специально изготавливаемых бутылочках объемом в 1 имперскую пинту (0, 57 л). Такое шампанское подавалось Черчиллю его дворецким в 11 часов утра, когда он просыпался.

Позднее, в честь Черчилля, фирма включила в линейку своих вин особую марку, Cuvee Sir Winston Churchill, на изготовление которой идет виноград с самых лучших виноградников самых лучших годов, и которое Роберт Паркер оценивает исключительно высоко.

9. Боллинжер (Bollinger)

Bollinger – ещё одно вино с Олимпа с лучших вин Шампани. Специалисты — Роберт Паркер, Хью Джонсон, Дженсис Робинсон и многие другие винные критики с мировым именем — включают его в пятерку лидеров по качеству, наряду с Dom Perignon, Louis Roederer, Pol Roger и Krug. И особенно критики выделяют марку Bollinger Grande Année (Боллинжер Великого Года урожая), причисляя её к самым элитным маркам, с безупречным качеством.

Все остальные поклонники шампанского, отдавая должное вкусу Bollinger, знают и помнят это вино ещё и как любимый напиток Джеймса Бонда, который он с весьма аристократическим видом потягивает чуть ли не в половине из двадцати с лишним фильмов бондианы. В канун премьеры нового фильма с Дэниэлом Крэйгом компания Bollinger решила поддержать эту ассоциацию – «Bollinger – Джеймс Бонд» – выпустив лимитированную серию шампанского, всего 207 бутылок. В стальной кейс в форме пули с гравировкой “Bollinger 007″ помещена бутылка Bollinger Grande 1999 года.

И ещё один факт из истории жизни бренда, сближающий его с брендом Вдовы Клико. Удивительно, но в истории виноделия есть такой феномен – «знаменитые Вдовы шампанского». Вдова Клико-Понсарден, вдова Лоран-Перрье, вдова Поммери, вдова Энрио… Их имена стали торговыми марками. В этом списке – и легендарная Лили Боллинжер.

Овдовев в 42 года, мадам Лили Боллинжер направила всю свою необыкновенную энергию на совершенствование технологии производства шампанского, поддерживая традицию высочайшего качества марки, которой восхищался ещё Томас Джефферсон.

Современные наследники дома Боллинжер сохраняют эти традиции качества — дом известен своей знаменитой «Хартией Этики и Качества», которую он обнародовал в 1992 году, и которой следует в ущерб объемам производства. Однако это приносит свои плоды – спрос на элитное шампанское Bollinger настолько превышает предложение, что оно распространяется по странам в соответствии с установленными фирмой квотами.

10. Салон (Salon)

Salon — один из самых маленьких великих шампанских домов, который начался с 1 га виноградника, купленного в 1911 году харизматичной личностью по имени Юджин Эме Салон. Успев до этого побывать преподавателем, торговцем мехами и много кем ещё, сколотив миллионный капитал, Салон решил сделаться виноделом, производить вино, какого ещё не было.

Нетрудно реконструировать его мотивацию — будучи завсегдатаем ресторанов и знатоком лучших французских вин, Салон чувствовал, что в виноделии для него есть ниша – он может создать нечто совершенно уникальное, вино непревзойденного качества и необыкновенных свойств. Замысел заключался в том, чтобы создавать вино, во-первых, на основе одного лишь Шардонне и, во-вторых, только в годы лучших урожаев. В не очень блестящие годы делать вино он не хотел.

И, таким образом, за почти столетие основанный им в 1921 году дом в период до 2006 года выпустил лишь 37 миллезимных вин. Что, конечно, с самого начала создавало им славу напитка роскоши — чрезвычайно редкого, престижного и дорогого. Уже первые его винтажи сделали ему имя, в 20-е годы его Salon был «вином заведения» в легендарном ресторане «Максим», месте встреч парижской элиты.

После смерти Салона его владение дважды перепродавалось, и сегодня оно принадлежит группе Laurent-Perrier. Новые владельцы стараются поддерживать марку Salon, вино по-прежнему делается только из винограда лучших лет, за последние 30 лет в вино воплощался лишь один из трех урожаев. Роберт Паркер, характеризуя качество всех вин Salon как «бесспорное», особенно выделяет свой любимый винтаж – урожая 1990 года.

По материалам blogovine.ru