Новая старая сказка

«Израильский балет» представляет в ближайшем декабре «Щелкунчика» в обновленной редакции — новый взгляд на старую, столь хорошо всем знакомую  сказку Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», либретто первого балета по мотивам которой  написал Мариус Петипа, сделавшим подробный план-заказ и балетмейстерскую экспозицию, а поставил балет хореограф  Лев Иванов.

Итак, очередной «Щелкунчик» —   балет, который зимой обязан быть поставлен и обязан быть посмотрен – на Новый год, на Рождество, а в Израиле – на ханукальные каникулы. Этот балет никогда не стареет, как не может устареть столь любимая поколениями классическая история, которую воспроизводят в театре, в кино, мультипликации, на льду и на балетной сцене, где «Щелкунчик»  существует  во множестве редакций, вариантов и вариациях. Эта классическая история и ее волшебные фантазии продолжает привлекать как зрителей, так и хореографов, вдохновленных великолепной, ставшей уже канонической,  музыкой Чайковского. Нина Гершман – бывшая ведущая солистка, а ныне хореограф «Израильского балета»  — представляет обновленную реконструированную версию «Щелкунчика» в духе классического российского балета, ранее ставившегося для этой труппы как ее основательницей Бертой Ямпольской, так и другими хореографами. Балетная история девочки Клары и странной игрушки — щипцов для колки орехов в форме солдатика,  которого подарил Кларе ее крестный, сказочник Дроссельмейер. Только он знал, что Щелкунчик – это не безобразная игрушка, а прекрасный принц, которого заколдовала злая королева Мышильда.

Этот балет с годами обретший покров «детскости»   и некое ощущение детского утренника, на деле куда глубже и  содержательнее. Недаром музыку Чайковского к «Щелкунчику»  называют многогранной, уникальной «балетной симфонией».  Первая постановка «Щелкунчика»  прошла  18 декабря 1892 года в  Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Именно 18 декабря – в память о том дне – начинает показывать в Израиле 2014 года обновленного «Щелкунчика» Израильский балет.

Литературной основой для создания балета стала сказка Гофмана  «Щелкунчик и мышиный король» («Nußknacker und Mausekönig»),  впервые опубликованная в 1816 году в Берлине. Сюжет  ее всем известен, но не все знают, что на французский эту сказку перевел в 1838 году литератор Эмиль Лабедолльер. Этот перевод попался на глаза самому Александру Дюма-отцу.  Трудно сказать, чем его привлекала эта история, но как бы то ни было, в 1844 году он написал свою версию сказки на тот же сюжет.  Именно его литературный вариант, с весьма большими отступлениями от первоначальной сказки Гофмана, и нашел директор императорских театров в Санкт-Петербурге Иван Александрович Всеволжский  и задумал создать балет по сказке «Щелкунчик и мышиный король».  В его планы входило поставить огромное сценическое действо, целую музыкальную феерию, куда входил бы не только балет, но и опера. В качестве основы для оперы была выбрана одноактная драма в стихах датского писателя Г. Герца «Дочь короля Рене».   В качестве композитора был приглашен Петр Ильич Чайковский. Либретто к балету и всю программу совместной постановки программы, включавшей и балет, и оперу, создавал главный балетмейстер Петербургской императорской труппы Мариус Петипа, он и должен был ставить хореографию балета, но заболел — и хореографом нового балета срочно был назначен Лев Иванович Иванов. А к работе над текстом для оперы (ставшей позже «Иолантой»)  сразу приступил брат композитора Модест Ильич Чайковский.

Однако если музыка к опере сочинялась у Петра Ильича Чайковского довольно быстро, то с балетом появились сложности: не сразу было найдено музыкальное видение гофманской сказки, хотя композитор целиком основывался на либретто Петипа. Но в итоге, когда нужный музыкальный аспект был найден, и музыка появилась, это была определенная своеобразная победа — партитура оказалась намного богаче и сложнее традиционных произведений для балета.

Работа композитора вынужденно прервалась весной 1891 года, когда Чайковский отправился в США на торжественное открытие Карнеги-холла. Даже на пароходе он сочинял, но, понимая, что к назначенному дирекцией сроку не успеет, еще из Парижа отправил Всеволожскому письмо с просьбой перенести премьеры «Иоланты» и «Щелкунчика» на следующий сезон. Только по возвращении из поездки работа пошла активнее. В течение января и февраля 1892 года Чайковский закончил и оркестровал балет. В марте в одном из симфонических концертов Русского музыкального общества была исполнена сюита из музыки к балету под управлением самого композитора. Успех был оглушающим: из шести номеров пять по требованию публики были повторены. С тех пор успех «Щелкунчику» сопутствует всегда – во всех редакциях и во всех постановках. Успех этому балету сопутствовал и в Израиле, и надеемся, что удача не изменит Щелкунчику и в ближайшем декабре.

Тель-Авив

Зал «Смоларш», Тель-Авивский университет, ворота номер 4
18.12, четверг, в 16:30 и в 18:30
19.12, пятница, 11:00 и в 13:00
20.12, суббота,  в 11:00, 14:00 и в 17:30

Купить билеты можно по телефону: *9066 и на сайте билетной кассы www.eventim.co.il

Иерусалим 

Театрон Иерушалаим, зал Шеровер

22.12, понедельник, в 12:00 и в 17:00

Купить билеты можно в кассе «Бимот» по телефону 02-6237000 или по адресу ул. Шамай 8, на сайте билетной кассы: www.bimot.co.il, или в кассе театра по телефону 02-5605755

Петах-Тиква

Гейхал ха-Тарбут, ул. ха-Макабим 5

21.12, воскресенье, в 16:00 и в 18:45
Купить билеты можно по телефонам: 03-9125222, для групп – 03-9125223

Хайфа

«Аудиториум»

23.12, вторник, в 12:00 и в 14:00

Купить билеты можно в билетной кассе «Барак» по телефону: 04-8377777 и на сайте билетной кассы www.barak-tickets.co.il

 

Дополнительная информация и билеты в Интернет-кассе «Браво»  http://bravo.israelinfo.co.il/announce/21967, по телефону 03-6046610 или на сайте www.iballet.co.il