София Нимельштейн
Жизнь Спартака давно стала легендой. Гладиатор, борец за свободу, невольник, он освободил сто тысяч рабов и превратил их в армию, способную бросить вызов всемогущему Риму. Отважный, страстный и отчаянный, он всегда был одинаково велик — и в бою, и в будуаре… В феврале нового 2015 года израильскую публику ждет поистине грандиозное зрелище: легендарный Театр классического балета Касаткиной и Василева в Тель-Авиве, Иерусалиме и Хайфе представит самый красивый скандал в балетном искусстве XXI века — балет в двух действиях «Спартак» на ставшую уже классической музыку Хачатуряна, но в современной постановке.
В Израиль знаменитый московский Театр классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василева приезжает накануне своего 50-летия — в 1966-м его основал и определил высокую планку мастерства великий Игорь Моисеев. Вот уже 37 лет художественное руководство театра осуществляют Наталья Касаткина и Владимир Василев – авторитетнейшие постановщики современных спектаклей и талантливые и оригинальные реставраторы классики.
Творческий и семейный союз Касаткиной и Василева сложился, когда они были солистами Большого театра. Их творческий тандем внес значительный вклад в развитие стиля «нео-классик» в балетном искусстве. Парой поставлено уже более 50 спектаклей, которые с большим успехом идут на мировых сценах. Они воспитали не одно поколение замечательных артистов. Из Театра классического балета вышли такие всемирно признанные звезды, как Александр Годунов, солист «Ковент Гарден» Ирек Мухамедов, художественный руководитель балетной труппы Берлинской оперы Владимир Малахов, солистка Большого театра Галина Степаненко.
Балет Хачатуряна «Спартак» – особенный в творческой биографии балерины и хореографа Натальи Касаткиной. Будучи одной из прим небожительниц Большого театра, она блистала в «Спартаке» в постановке Якобсона. Ее партнером был сам Марис Лиепа. В истории Большого она навсегда – Фригия, а он — Красс.
Однако все течет – все меняется. Время предлагает новые формы, но все также требовательно к уровню мастерства.
«Спартак» в интерпретации Касаткиной и Василева – это, безусловно, отдающий дань традициям классический балет, но по-настоящему современный. 300 потрясающих своей роскошью костюмов, шесть тонн уникальных декораций, игровое оружие, изготовленное на известнейшей ювелирной фабрике, – все для того, чтобы показать по особенному страстный стиль эпохи блистательного Рима, который сопровождается и неумолимо подчиняется великой музыке Арама Хачатуряна. Впервые в постановке нового «Спартака» использована музыка, написанная композитором для этого балета, но не звучавшая в спектаклях других хореографов. Партитура этих фрагментов эксклюзивно предоставлена Касаткиной и Василеву наследниками автора балета.
Версия либретто и хореографии «Спартака», приезжающего в Израиль, акцентирована на героической истории вожака легендарного восстания рабов, не побоявшегося слаженной военной машины Римской империи. При этом Касаткина и Василев шокирует публику нововведениями: Рим в их версии развратен и сосредоточен в Колизее, подруга Спартака Фригия стала танцовщицей Аврелией, а наложница Красса Эгина — амазонкой Эвтибидой. Постановщики воссоздают стиль, настроение, трагическую, чувственную и даже эротическую атмосферу подходящей к своему логическому концу Римской империи.
Тело подчинено страсти, страсть подчинена свободе, откровенные сцены сменяются боями, и когда на сцену врывается азартный и радостный Спартак, становится понятно, что все победы – и над врагами, и над женщинами – неизбежны, что бунтарь нуждается лишь в пьянящей свободе, а, значит, он обречен…
Хореографы также ввели сцену, в которой Спартак обучает рабов ратным ремеслам, — яркую, эффектную и очень выигрышную, дающую возможность танцорам продемонстрировать все свою богатую и безупречную хореографическую технику.
Кстати, приемам аутентичного римского боя артистов балета обучал профессиональный российский каскадер Александр Малышев. А вот о том, кто обучал иным приемам артисток, грациозно и волнующе исполняющих «Танец гадитанских дев», остается только догадываться! «Если вы не видели этот танец, вы ничего не знаете об эротике», — пишут видавшие виды театральные критики, бушевавшие после премьеры так же яростно, как и зал по окончании спектакля. В результате этот спектакль триумфально вошел в историю балетного искусства, как самый красивый скандал начала XXI века.
Неординарную, увлекательную и страстную хореографическую постановку «Спартак», в лучших римских традициях исполненную Театром классического балета Касаткиной и Василева, в Израиле можно будет посмотреть в трех городах:
20 февраля, в пятницу, в 21.00 — в Хайфе (Центр конгрессов);
21 февраля, в субботу, в 20.30 — в Иерусалиме (зал «Биньяней ха-Ума»);
22 февраля, в воскресенье, в 21.00 – в Тель-Авиве (зал «Бейт а-Опера»).
Организатор гастролей балета «Спартак» в Израиле – продюсерская компания YM Production под руководством Марка Юрика.
Билеты и информация в кассах:
«Браво» — *3221,
«Eventim» — *9066 (Тель-Авив),
«Bimot» — *6226 (Иерусалим),
«Барак» — 04-8377777 (Хайфа).
Посмотреть клип: http://youtu.be/OGeZwPS8HVw
Sofia Nimelstein PR & Consulting