Правда и мифы о сахарном диабете

В начале августа Минздрав опубликовал данные о заболеваемости сахарным диабетом в Израиле за 2022 год. Согласно отчету, этот диагноз имеет 7,1% населения нашей страны, причем мужчины болеют чаще, чем женщины (7,4% против 6,9% соответственно), жители северных регионов больше горожан из центра страны (14,6% на Голанах и 10,1% в Тель-Авиве), светские немного больше ультраортодоксов (37,3% по сравнению с 35,5%).

На этом фоне мы продолжаем разговор об этом заболевании с доктором Ангелиной Дубинский, старшим врачом и зав. клиникой лечения сахарного диабета в больничных кассах «Клалит» и «Леумит», владелицей частной клиники по снижению веса.

Итак, сегодня мы будем развенчивать мифы и слухи, которые связаны с сахарным диабетом.
— Правда ли, что им в основном болеют сладкоежки, те, кто ест сахар?

— Не обязательно. Сахарным диабетом болеют те, у кого есть семейная предрасположенность. То есть, имеются в семье люди, болевшие сахарным диабетом первого или второго типа. Во-вторых, в группе риска женщины, у которых был сахарный диабет во время беременности. Предрасположены также люди, имеющие избыточный вес и сопутствующие факторы риска, такие как высокое давление, подагра.

— Правда ли, что если родители болели диабетом, то и вы точно заболеете?

— Нет, это может происходить и через поколение, то есть могут заболеть не дети, а внуки.

— А внуки точно?

— В 30–40 процентах семей, где болели родители, у детей или внуков развивается сахарный диабет. Соответственно, в 60% случаев нет.

— С точки зрения генетической предрасположенности, сахарный диабет первого и второго типа переходят один в другой?

— Это может происходить. Если у родителей сахарный диабет второго типа, то у детей может развиться первый тип, и наоборот.

Более выраженная генетическая предрасположенность, конечно, у сахарного диабета второго типа, он чаще встречается у детей и у внуков. Он связан с такими факторами, как ожирение и сопутствующие заболевания, которые ведут к тому, что развивается сахарный диабет.

— Правда ли, что диабетикам полностью запрещен белый сахар, а сахар из натуральных источников не вреден? Фрукты, например, — они же натуральные. Их диабетикам их можно есть без ограничений?

— Конечно же, это неправда. Сахар, который содержится во фруктах, очень быстро повышает уровень глюкозы в крови, но так же быстро этот уровень снижается. Поэтому ограничение фруктов очень важно. Летом сейчас мы видим, что очень многие диабетики выходят из баланса, сахар у них очень сильно повышается, потому что они, видимо, слушают эти мифы.

— То есть все равно какой сахар, разница в длительности действия, а вредно и то, и другое.

— Да, вредно и то, и другое, поэтому нужно ограничивать уровень сахара. Диабетикам рекомендуется не больше двух фруктов в день. Для того чтобы не было резкого повышения уровня сахара в крови, обычно рекомендуется сочетать сладкое с жирным. То есть, например, мы рекомендуем, чтобы после фруктов больной диабетом поел орехи. Жир нейтрализует быстрое всасывание сахара, и не происходит быстрого повышения уровня глюкозы в крови.

— Какая прелесть! Едим сладкое и жирное, а в сумме получается хорошо.

— Да, это не так уж плохо (смеется).

— Скажите, а можно ли при выборе фруктов полагаться на вкус? Например, кислые яблоки и сливы менее опасны чем сладкие?

— И кислые, и сладкие фрукты содержат одинаковое количество сахара. Точно такое же, абсолютно.

— Можно ли сбалансировать сахарный диабет только правильным питанием, спортом, только естественным способом, без инъекций и таблеток?

— Зависит от того, на какой стадии мы диагностировали сахарный диабет, каков уровень сахара в крови, каков HbA1c – средний показатель гликированного гемоглобина за 3 месяца. Обычно, ко мне, как к диабетологу, пациенты приходят от семейного врача, когда у них уже очень высокий уровень сахара, некоторые принимают таблетки и даже с ними не могут добиться баланса. Их посылают ко мне для назначения более интенсивного лечения. Но есть люди с сахарным диабетом в начальной стадии, которые берут себя в руки, начинают правильно питаться, заниматься спортом, сильно снижают вес, и могут какое-то время ограничиваться этим и сдавать анализы, смотреть, что сахар сбалансирован. Однако, когда сахарный диабет начинает прогрессировать, а важно не забывать, что это прогрессирующее заболевание, количество бета-клеток в поджелудочной железе, которые вырабатывают инсулин и балансируют уровень сахара в крови, снижается. Поэтому при длительном «стаже» сахарного диабета пациентам требуются таблетки. А если и они не помогают, мы добавляем укол нового препарата, помогающего сбалансировать уровень сахара и снизить вес (например, Ozempic или Trulicity), или инсулин. Скажем так, долгое время только физическими нагрузками и правильным питанием очень тяжело контролировать уровень сахара.

— А инсулин сам по себе не имеет никаких «побочек»?

— Инсулин, это препарат, который прошел очень длительную эволюцию. От самого простого, такого как свиной…

— Да, моя бабушка ещё такой колола.

— …мы пришли к новым аналогам инсулина – очищенным, пролонгированного действия. Один из побочных эффектов инсулина – повышение веса, с этим ничего не поделать. Но новые препараты инсулина очень мало повышают вес. Ещё одна из побочек – инсулин может вызывать резкие падения уровня сахара, гипогликемию, особенно у пожилых людей. Это частая причина, по которой диабетики попадают в больницу. Но вместе с тем инсулин был, есть, и остаётся самым продуктивным препаратом, с помощью которого можно сбалансировать уровень сахара. И когда вы ставите на чашу весов побочное действие сахара, который приведет к диализу, проблемам с сердцем, — выбор очевиден.

— Я слышал о новых препаратах, которые объединяют в себе базальный инсулин и GLP1, и их не нужно часто колоть. Это действительно так?

— Уколы этих лекарств делают один раз в день, так же как инсулин. В Израиле есть два препарата – Suliqua и Sultofay. Это именно комбинация базального инсулина и GLP1.

— И что это даёт?

— То, что называется, одним выстрелом убить двух зайцев. У нас тут есть очень продуктивный в снижении сахара инсулин и аналог GLP1, который защищает от увеличения веса и от потребности в повышении дозы инсулина. У двух этих компонентов есть синергетическое действие, один усиливает другой. Много инсулина не надо, сахар резко не падает, вес не повышается. То есть, побочные действия инсулина здесь намного меньше.

— И последний вопрос: верно ли сегодня утверждение, что жизнь диабетика – это сплошное страдания и лишения? Я вот помню свою бабушку. Всю жизнь, сколько я с ней жил с детства, она сначала делала инсулин каждый день, причём в живот сама себе, мучилась с этим. Потом, когда во времена перестройки исчез нормальный инсулин, не было базального, пришлось два раза в день колоть. Действительно, это был кошмар.

— Нет, конечно. Сейчас есть всякие новые технологии, которые предлагают больным сахарным диабетом, просто некоторые не хотят ими пользоваться. Есть инсулиновая помпа, и люди, которым нужно колоть инсулин 4 раза в день, могут перейти на неё. Последние помпы – уже как компьютер, они сами балансируют и прекращают подачу инсулина, когда сахар высокий и когда низкий. Базальный инсулин в сочетании с GLP1, который делают один раз день, снижает количество уколов. Сейчас лечение стало намного более совершенным, чем даже десять лет назад, что значительно улучшило качество жизни и уменьшило страдания больных сахарным диабетом.

Беседовал Алексей С. Железнов

 

Фото: Freepik, Canva, личный архив врача