Радитор – радиоактивная дистиллированная вода, которую продавали как лекарство от всех болезней

Sam LaRussa from United States of America, CC BY-SA 2.0 , via Wikimedia Commons

В это трудно поверить, но когда-то богатые и влиятельные люди тратили средства на дистиллированную воду, насыщенную радием, которую рекламировали как лекарство от множества болезней.

Большинство из нас не осмелилось бы прикоснуться к такой бутылке с водой, а тем более ее выпить. Но в начале двадцатого века такое «лекарство» было в моде среди богатых светских людей. Радитор и другие радиоактивные эликсиры продавались как безвредные средства, способные бороться с усталостью и излечивать всевозможные заболевания, от рака до импотенции. К сожалению, на самом деле они медленно убивали тех самых людей, которых должны были исцелить.

Радитор, представляющий собой дистиллированную воду, содержащую два радиоактивных вещества: радий и мезоторий. Он продавался в маленьких бутылочках емкостью 2 унции и гарантированно содержал не менее 1 микрокюри Ra-226 и Ra-228.

Производитель Радитора, компания Bailey Radium Laboratories из Ист-Оринджа, штат Нью-Джерси, утверждала, что дорогой тоник дает потребителям заряд энергии и излечивает десятки болезней, включая анорексию, истерию, бессонницу. Это оказалось полной ложью.

Эбен Байерс, богатый американский светский человек и промышленник, начал принимать Радитор по совету своего врача. Он повредил руку после футбольного матча и ему прописали Радитор, чтобы помочь заживлению раны. В декабре 1927 года он начал выпивать около трех бутылок дистиллированной воды, насыщенной радием, каждый день и продолжал делать это в течение следующих нескольких лет.

Эбен Байерс рассылал коробки с напитком друзьям и деловым партнерам, Также он следил за тем, чтобы его подруги всегда имели его под рукой, и даже кормил им своих скаковых лошадей. Считается, что он выпил целых 1400 бутылок Радитора до 1930 года, когда у него начали выпадать зубы.

Эбену Байерсу было за 50, когда радиоактивный «энергетический напиток» начал сказываться на его организме. Все началось с его зубов, но это было только начало конца. В 1931 году, когда Роберта Хайнера Винна, адвоката Федеральной торговой комиссии, отправили допросить Байерса в рамках построения дела против производителя Радитора, он был в ужасе от состояния бизнесмена.

Согласно отчету Уинна, когда Эбен Байерс открыл дверь своего особняка, чтобы поприветствовать его, вся его нижняя челюсть и подбородок исчезли, сгнившие в результате отравления радием. У 51-летнего мужчины из фрагмента кости под носом торчали только два зуба, а в черепе даже были дыры, обнажающие мозг.

«Молодой по годам и психически активный, он едва мог говорить. Его голова была забинтована. Он перенес две последовательные операции, в ходе которых ему удалили всю верхнюю челюсть, за исключением двух передних зубов, и большую часть нижней челюсти. Вся оставшаяся костная ткань его тела медленно распадалась, а в черепе фактически образовывались дыры».

Эбен Байерс умер в 1932 году, и именно его смерть ознаменовала начало конца Радитора. Собственный рассказ промышленника о тонике оказался тяжелым бременем против Bailey Radium Laboratories, а последующий иск Федеральной торговой комиссии стал последним гвоздем в гроб. Несмотря на неудачи, Радитор по-прежнему имел свою долю сторонников, даже среди медицинских работников, но приказ властей «прекратить и воздерживаться», к счастью, положил конец его производству как «здоровому» тонизирующему средству.

Радитор производился с 1918 по 1928 год, и, если не считать смерти Эбена Байерса, масштабы ущерба, нанесенного потребителям, в значительной степени неизвестны. Эксперты полагают, что это было дорогое лекарство от всех болезней и только богатые могли позволить себе потреблять его в больших количествах.

Когда Эбен Байерс умер, его похоронили в облицованном свинцом гробу, чтобы блокировать радиацию, исходящую из его костей, а в 1965 году, когда учёный Массачусетского технологического института эксгумировал его останки, чтобы определить, насколько они радиоактивны, он был сильно удивлён.

Робли Эванс, эксперт по измерению и математическому моделированию радиоактивности в человеческом организме, подсчитал, что радиоактивность костей Байерса на момент его похорон составляла около 100 000 беккерелей, а поскольку период полураспада радия составляет 1600 лет, учёный подсчитал, что эксгумированные останки будут иметь тот же уровень радиоактивности, что и раньше. Только скелетные останки на самом деле содержали в общей сложности 225 000 беккерелей…

Останки бизнесмена были снова запечатаны в облицованном свинцом гробу, где они остаются по сей день, такие же радиоактивные, как и прежде.

Источник