Интервью с заместителем мэра Нетании адвокатом Адиром Биньямини («Еш Атид»)
— Нетания была одним из красивейших современных городов Израиля. Она привлекала туристов из-за границы, сюда приезжало много репатриантов из стран бывшего СССР и Франции. Раньше Нетанию сравнивали с Ривьерой – гостиницы, развлечения… Уровень образования в городе был чрезвычайно высоким. Почему все это кануло в лету?
— Есть несколько причин. Самое главное – это то, что городской совет становился все более консервативно-религиозным и соответственно менялись его приоритеты. А кроме того, недавний кризис сильно ударил по Нетании, как и по всему государству, но вместо того чтобы постараться вернуться на прежние позиции, большая часть городского совета выбрала совсем другое направление. Все это вопрос приоритетов. У американцев есть известная фраза: «Политика – это кто, что, сколько и как получает». В итоге мы имеем «пирог», который делят в соответствии с потребностями. Чем большее влияние имеет определенная политическая сила, тем больше бюджетов она направляет на свои приоритеты. Когда сила у светских партий – больше бюджетов идет на культуру, спорт, стимулирование развития делового сектора, поддержка бизнесов и помощь им в работе в выходные дни и т. д. Религиозные и консервативные фракции направляют усилия в другую сторону, стараясь сделать город более религиозным и консервативным.
— Какова сегодня ситуация в муниципалитете? Есть ли паритет светских и религиозных жителей?
— В настоящее время в совете 27 членов, но поскольку население города уже превысило 250 000 жителей, мы получим еще 2 представителей, и в совете будет 29 человек. Сейчас большинство совета составляют ортодоксы, ультраортодоксы и традиционалисты. Они никогда не проголосуют ни за один пункт, который, по их мнению, нарушает соблюдение шабата или в чем-то расходится с их религиозными взглядами. Соответственно все контракты муниципалитета, тендеры, выделение земли происходят в интересах этого большинства.
— Отражает ли состав горсовета соотношение городских общин?
— Конечно же нет. Город более светский, чем религиозный.
— Тогда почему образовался такой перекос в совете?
— Потому что светские жители хуже участвует в выборах, а другая сторона, напротив, голосует очень дисциплинировано. Например, сторонники ШАС внимательно следят, чтобы все родители учеников их школ и учащиеся ешив шли на выборы, что делает ШАС особенно сильным в городском совете, непропорционально числу его сторонников. Так и образуется дисбаланс в горсовете: когда голосует всего 30% светских, в результате мы получаем религиозное и традиционалистское большинство. Стоит отметить, что эти проблемы начинаются еще со школы – наших детей не учат принципам демократии. Религиозные школы на 100% пронизаны их идеологией и их мировоззрением. Поэтому нам важно в этот раз завоевать большинство в горсовете и включить изучение либерализма и демократии в программу государственных школ.
— Какие решения нынешнего муниципалитета на ваш взгляд более всего вредят городу? В чем главные неудачи горсовета?
— Наибольший конкретный вред я вижу в распределении земель. Нетания оказалась на третьем месте в стране по выделению участков для религиозных учреждений. На первом месте Иерусалим, на втором Бейтар-Илит. Оба города являются ультраортодоксальными, четвертое место занимает такой же ультраортодоксальный Бней-Брак, а светский город Нетания оказался на третьем месте, что очень и очень тревожно. Мы хотим видеть другой порядок приоритетов, больше спортивных площадок, больше учреждений культуры, больше парков.
— Зачем же вы вошли в такую коалицию?
— Во-первых, хочу сказать, что я никогда не поддерживал такое распределение земельных участков и не голосовал за него, да и большую часть этих решений провели еще до моего вступления в коалицию. Во-вторых, в политике нужно выбирать, быть правым или умным. В первую свою каденцию в горсовете я был в оппозиции. Но как только я осознал, что способность влиять на ситуацию из оппозиции равна нулю, поскольку религиозное и традиционалистское большинство отвергает каждое предложение в пользу светского населения, я решил стать не только правым, но и мудрым. То есть, я вошел в коалицию для того чтобы влиять на те вопросы, где это возможно. Но на сей раз мы уверены, что у нас есть шанс изменить ситуацию и собрать светское большинство в горсовете.
— Что конкретно вы сделали для исправления ситуации, находясь внутри коалиции, что-то оправдывающее этот шаг?
— Один из проектов, которым я больше всего горжусь, — это предоставление стипендий городским художникам и артистам в начале их творческого пути. Мы создали специальный фонд, который ежегодно выделяет стипендии музыкантам, писателям, художникам и представителям других творческих профессий. Еще один мой проект касается качества окружающей среды. Это одно из моих самых больших и значимых достижений. К сожалению, в Израиле этой проблеме уделяется недостаточно внимания. Нетания сегодня стала лидером страны в области солнечной энергетики. Мы заключили договор с французской электрокомпанией, которая строит крыши над спортивными площадками и устанавливает на них солнечные батареи, так что мы фактически получаем выгоду тремя способами: во-первых, защищаем окружающую среду от выбросов при сжигании ископаемого топлива. Во-вторых, дети могут играть на этих площадках в футбол или баскетбол среди дня, потому что там есть тень. И в долгосрочной перспективе мы также сэкономим десятки миллионов шекелей на плате муниципалитета за электроэнергию. И мы не намерены останавливаться на достигнутом. Сейчас мы также тестируем вариант получения электроэнергии от ветра с помощью очень прогрессивной технологии, непохожей на известную нам. Она включает строительство огромных ветряков особым способом, который органически интегрируется с окружающей средой. Проект также предусматривает аккумулирование электроэнергии, чтобы Нетания не страдала в случае перебоев в централизованной подаче энергии, ведь бывает, что нашей «Хеврат хашмаль» требуется до 8 часов, чтобы вернуть электричество в город.
— Возвращаясь к теме репатриантов: что муниципалитет должен делать для их успешной интеграции, чего не делает сейчас?
— В первую очередь стоит сказать, что в Нетании много репатриантов, среди которых можно выделить 4 основные группы: русскоязычные, англоязычные, репатрианты из Франции и Эфиопии. Есть много жалоб, что муниципалитет не помогает репатриантам понять, что и как работает в городе и стране. Где оформлять документы, получать водительские права, как искать жилье. Просто некому объяснить людям, с чего начать, куда обратиться. Это та помощь, которую муниципалитет должен оказывать, но не делает этого сегодня в достаточной мере.
— И в заключение, мне хотелось бы спросить, что конкретно вы собираетесь изменить в городе, если ваша фракция приобретёт влияние? Не общие слова – улучшить, наладить, усилить… а конкретно: какие решения вы считаете нужным провести?
— На мой взгляд, пришло время изменить направление, в котором движется Нетания. Статус-кво, сложившийся в 1980-е годы, уже не приносит пользу городу, продолжать так жить невозможно. Невозможна ситуация, когда муниципальные объекты не позволяют сдавать частным предпринимателям, которые открывали бы свои заведения в субботу. Нельзя, чтобы в субботу на пляже вообще не работали рестораны, как сейчас. И не должно быть так, что у молодежи нет возможности сходить на концерт или стендап-шоу в пятницу вечером в муниципальном здании, поскольку все они закрыты. Пришло время принести перемены.