Лал Бихари, вероятно, самый известный живой мертвец Индии. Он один из многих людей, убитых в официальных отчетах, чтобы родственники могли заявить права на свое имущество.
Убить кого-то на бумаге, по-видимому, в Индии не так уж и сложно. Все, что вам нужно, это немного денег на взятку и местные чиновники, готовые выполнить грязную работу в обмен на эти деньги. Жертвами обычно становятся люди, которые долгое время находились вдали от места своего рождения, а виновниками являются жадные родственники, пытающиеся заявить права на их землю или семейные дома. Но как только в официальных отчетах вы мертвы, доказать, что вы на самом деле живы, становится гораздо более трудной задачей, особенно когда люди, которых вы пытаетесь убедить, это те самые люди, которым изначально заплатили за ваше убийство.
История Лала Бихари, пожалуй, самый известный пример борьбы «мертвеца» в Индии. Его беды начались в 1976 году, когда он вернулся на место своего рождения, в деревню Халилабад в Уттар-Прадеше, чтобы получить вид на жительство, доход и кастовые сертификаты, необходимые для получения кредита на его семейную реликвию. Когда клерк впервые посмотрел на него и сказал, что Лал Бихари мертв, он улыбнулся, но клерк не улыбнулся в ответ…
«Лал Бихари умер в прошлом году», — сказал ему лекпал. — «Я не знаю, кто ты».
«Но я здесь раньше вас», — ответил озадаченный Бихари. «Ты меня знаешь. Я уже встречал тебя раньше».
Клерка это не волновало. Он показал «мертвецу», что согласно официальным данным, он умер 30 июля 1976 года, годом ранее, и что его земля перешла к его двоюродному брату. Несмотря на то, что Лал Бихари был шокирован этой новостью, он был уверен, что скоро сможет все исправить. В конце концов, он был живым доказательством того, что он не умер. Он понятия не имел, что следующие 18 лет он проведет в борьбе за свое воскрешение.
Бихари начал свою борьбу с того, что связался с адвокатом, который посмеялся над ним и сказал: «Ко мне пришел мертвец». Затем он попытался подать жалобу местным властям, тем самым людям, которые изначально объявили его мертвым. Вскоре местные жители начали издеваться над ним, называя его «мритак» (мертвец) и призраком. Он чувствовал себя униженным, но ничего не мог сделать.
В 1980 году политик по имени Шьям Лал Каноджиа дал Бихари совет, который изменил его жизнь. Вместо того, чтобы стыдиться своего статуса мритака, ему следует принять его и использовать, чтобы пристыдить тех, кто его убил.
«Ваше дело ни к чему не приведет», — сказал Каноджиа. «Ты мритак. Почему бы открыто не назвать себя таким, чтобы пристыдить тех, кто сделал это с тобой?»
С этого дня Лал Бихари начал выставлять себя напоказ, пытаясь подчеркнуть свою проблему, и именно так он обнаружил, что он был одним из многих других живых мертвецов в Индии, многие из которых нуждались в помощи и руководстве.
Среди множества трюков, которые Бихари совершил за 18 лет работы мритаком, он пытался участвовать в региональных выборах, чтобы доказать, что он жив, требовал помощи вдовы для своей жены, поскольку он официально был мертв, и даже похитил своего молодого кузена. Он даже основал некоммерческую организацию для помощи другим живым мертвецам. О нем начали писать газеты и его история распространилась по Индии.
Лишь в 1994 году Лал Бихари был воскрешен в местных официальных документах и только после прихода нового лехпала. Но это был не конец его истории. Пройдя через это 18-летнее испытание, индиец посвятил большую часть своего времени помощи другим живым мертвецам через свою организацию Мритак Сангх. С тех пор он помог сотням людей, начав расследования против десятков коррумпированных чиновников. Его невероятная история была показана на киноэкране в фильме «Каагаз» .
Хотя индийское правительство описывает проблему как «не институциональную и не широко распространенную», Лал Бихари считает, что число живых мертвецов в Индии исчисляется десятками тысяч. Подпитываемый жадностью, метод захвата земель, при котором родственники объявляются умершими, по-прежнему очень популярен в этой стране и даже настраивает детей против родителей.
«Мой собственный сын убил меня», — рассказал Open the Magazine Панчу, 75-летний житель деревни Адампур . «Если бы не Лал Бихари, я бы все равно был мертв».