Автомат «Серебряный лебедь», созданный в 1774 году, чтобы произвести впечатление на членов королевской семьи и их гостей, остается впечатляюще сложным механическим чудом, которое продолжает очаровывать публику.
Созданный для членов королевской семьи, которые в конечном итоге передумали, «Серебряный лебедь» — один из самых известных автоматов в истории. Он был собран в Механическом музее Джеймса Кокса, лондонского ювелира и предпринимателя XVIII века, с использованием внутреннего механизма, разработанного изобретателем Джоном Джозефом Мерлином.
Чеканное, репуссированное серебряное тело лебедя скрывает в себе три часовых механизма, управляющих музыкальной шкатулкой, стеклянный бассейн с плавающими серебряными рыбками и реалистичные движения шеи и головы величественной птицы. Увидев «Серебряного лебедя» в действии, легко забыть, что этому завораживающему механическому чуду не менее 250 лет.
«Я наблюдал за Серебряным Лебедем, движения которого обладали живой грацией и живым умом в глазах, видел, как он плавал так легко и беззаботно, как если бы он родился в болоте, а не в ювелирной лавке, видел, как он схватил серебряную рыбу из-под воды, поднимите голову и проделайте привычные и сложные движения, чтобы ее проглотить…» Американский писатель Марк Твен однажды написал о Серебряном лебеде.
Цельносеребряный лебедь весит от 25 до 30 килограммов и состоит из более чем 700 компонентов, не считая винтов и креплений. В нем 99 серебряных листьев, 113 серебряных колец на шею и 141 стеклянный стержень.
«Серебряный лебедь» стал сенсацией Парижской международной выставки 1867 года, где его реалистичные механизмы и головокружительная цена – 50 000 франков (более 200 000 долларов в сегодняшних деньгах) – ошеломили всех. Пять лет спустя коллекционеры Джон и Жозефина Боуз смогли купить его за 10-ю часть его первоначальной цены и добавить в свой одноименный музей.
По сей день невероятный автомат остается звездой музея Боуз, но начинает показывать свой возраст. The Guardian сообщает, что «Серебряный лебедь» остро нуждается в реставрации и в настоящее время представляет собой скорее скульптуру, чем автомат.
«Он действительно работает, но когда он двигается, шею нужно поддерживать», — сказала куратор Вики Стеррс, добавив, что музей надеется, что сможет обеспечить финансирование, необходимое для ремонта этого невероятного образца старой технологии.