Коронавирус все еще с нами, хотя жесткие локдауны, надеемся, остались позади. Однако их последствия еще долго будут сказываться на всех нас, и в первую очередь на детях. Дети всегда страдают больше взрослых. Им еще трудно в этом мире, они еще не выработали механизмы противостояния проблемам. И наша задача – помочь им всем, чем можем.
О последствиях карантинов для детей мы поговорим сегодня с психиатром больничной кассы «Маккаби» доктором Инной Симоновой, заведующей отделением психического здоровья детей и юношества и директором районного детского психдиспансера «Маккаби» в Северном округе.
— Скажите, что происходит с детьми после карантина? Произошли ли с ними какие-то серьезные изменения в тот период, когда они были вынуждены долго сидеть дома?
Конечно. Сейчас мы все являемся свидетелями той тяжелой ситуации, которую мы называем «эпидемия душевных проблем» или «тихая эпидемия». Раньше, в разгар эпидемии коронавируса, все происходило очень громко – публиковали цифры, статистику заболевших, умерших и т.д. Сейчас мы видим меньше цифр, но на самом деле они очень пугающие и удручающие, потому что, если инфекционная эпидемия постепенно уходит, то душевная только началась.
Давайте обратимся к фактам – больничная касса «Маккаби» провела научное исследование, начатое еще во время коронавируса. Было взято 250 тысяч историй болезни детей, обратившихся за психологической помощью в «Маккаби», хотя самих случаев в реальности гораздо больше, поскольку многие обращались в частные клиники и в другие больничные кассы. Исследование показало, что душевное здоровье населения – детей, подростков и родителей очень сильно ухудшилось. Это первичные данные.
— Почему так происходит?
Люди прежде всего существа социальные, им необходимо общение с себе подобными, а дети, естественно, нуждаются в нем еще больше. Им необходимо находиться в школе, там они развиваются интеллектуально и душевно, а из-за эпидемии это было остановлено на 2 года. Дети и подростки продолжали развиваться физически, но не развивались социально. У них практически не было общения со сверстниками, и мы считаем, что произошла самая настоящая остановка социального развития.
Последствия можно разделить на 2 категории:
- Прямое влияние коронавируса на мозг.
На сегодняшний день уже существует много научных исследований, в которых говорится, что один из симптомов долгого коронавируса – это влияние на головной мозг. То есть прямое влияние долгого коронавируса – это депрессии, тревожное состояние, снижение когнитивных способностей.
- А вторая и, видимо, более существенная категория последствий – это не прямое влияние вируса, а последствия, создавшиеся из-за социальной ситуации.
Важно отметить, что чем младше дети, тем сильнее сказываются на них эти последствия.
Если мы представим себе детей в садике и/или младших классах, детей пяти-семи лет, то на данный момент получается, что половину сознательной жизни они провели дома. Это оказалось критичным для их когнитивно-душевного развития. Дети в любом случае играют в компьютерные игры, смотрят телевизор, но этого недостаточно. Во время пандемии они лишились возможности ходить в школу, утратили социальные навыки и выпали из поля зрения учителей и социальных работников, которые могли бы заметить, что ребенку необходима помощь
Ситуация сложилась патовая – многие родители потеряли работу, а с ней и финансовую стабильность, уровень жизни населения в целом упал. Дети видели, что родители не работают, и некоторые боялись, что у них может не оказаться даже еды.
Кроме этого, была очень большая нестабильность – сегодня есть школа, завтра нет, сегодня мы учимся в зуме, завтра нет. Детям очень важна стабильность и чувство контроля над происходящим. Но в этот период родители, которые для них являются главным примером, тоже находились в аналогичной ситуации и не сильно могли помочь. Они и сами испытывали злость, раздражение, что приводило к семейным ссорам. А это тоже крайне отрицательный фактор для ребенка.
Что мы еще заметили: семьи разделились на 2 категории.
Семьи, в которых изначально были хорошие отношения, сохранили их и даже укрепили. Они смогли найти общий язык и использовали периоды изоляции для улучшения отношений. Находили совместные игры и занятия, различные способы общения.
А вторая категория – семьи, где и до карантина все было не очень хорошо. И во время длительного пребывания дома возникало еще больше конфликтов, что приводило к разводам и увеличению агрессии по отношению к детям. Увеличилось количество обращений в экстренные центры помощи жертвам домашнего насилия, и вследствие этого центры были переполнены.
По моему мнению, это будет только продолжаться – количество обращений продолжает расти.
— Как родители могут помочь своим детям? Дайте пожалуйста практические советы.
Самое важное в каждой семье – это видеть своих детей. Не надо ждать, пока они попросят помощи, детям это сложно дается. Обычно они показывают то, что чувствуют, своим поведением. Нужно инициировать разговоры, не обязательно устраивать специальные, так сказать, мероприятия. Спокойно за ужином, отключить телевизор, отложить социальные сети и посвятить полчаса легкой беседе о прошедшем дне, чтобы понять общее состояние ребенка. Одни дети справляются самостоятельно, а другим нужна помощь.
Хорошим методом будут совместные занятия спортом, прогулки, выходы на природу, домашние животные, если дети их любят. Стоит вернуться к правильному питанию, привлечь детей к совместному приготовлению пищи и к домашней работе, то есть быть рядом с детьми, видеть их душевное состояние. Все это должно помочь сохранить стабильную психику ребенка.
Ну и, конечно, существуют предупреждающие признаки, так называемые «красные симптомы», которые говорят о том, что совместных бесед за столом уже недостаточно и нужно обратиться к помощи профессионалов. Если ребенок очень грустный, замкнутый или агрессивный, сидит в своей комнате, не выходит общаться с друзьями, не спит ночью, боится оставаться в одиночестве, «проседает» учеба. В таком случае не стоит ждать, что все исправится само, необходимо обращаться за помощью к специалистам. И чем раньше, тем она будет эффективнее, а следовательно, психике ребенка будет нанесен меньший вред.
— Нужно ли давать детям лекарства – валериану, «Регийон» и другие успокоительные, не требующие рецепта врача?
Я не советую родителям самостоятельно принимать решение о медикаментозном лечении детей. Сперва необходима консультация врача, необязательно сразу идти к психиатру, можно сначала записаться на прием к детскому врачу. Детский врач может провести первичную диагностику ребенка, назначить анализы и, исходя из врачебного заключения, выписать ребенку медикаменты или природные препараты.
Самолечение – это не выход. «Наши» люди очень любят валериану или другие успокоительные, которые продают без рецепта. Они не принесут вреда, но время для начала эффективного лечения будет потеряно.
— Но самим родителям тоже не легко, какие советы есть для них? Может быть, что-то общее, что поможет и тем, и другим?
Как я уже говорила выше – совместный досуг: прогулки, спорт и т. д. помогают и детям, и родителям. Это взаимовыгодно и улучшает отношения в семье. Кроме того, родители сами должны следить за своим состоянием и вовремя обращаться за квалифицированной помощью.
Родители страдают точно так же, как и дети, и природные препараты, о которых мы говорили, могут помочь и родителям, однако, я считаю, что прежде всего следует обратиться к специалисту.
— Когда стоит обратиться за консультацией к специалисту?
Если родители чувствуют, что они стали вспыльчивыми, агрессивными, срываются на детей без причины – им тоже нужна психологическая помощь, консультация. Они могут обратиться к семейному врачу или к психологу.
Беседовал Алексей С. Железнов-Авни
В «Маккаби» работает служба психологической поддержки, и каждый член больничной кассы имеет право на 3 телефонные беседы с психологом бесплатно и без направления вреча. Телефон службы: *3028
Существует множество способов помочь ребенку справиться с непростой психологической ситуацией, это может быть обращение к медицинскому специалисту, пет-терапия, поддерживающие спортивные процедуры и т.д. Для обладателей дополнительной программы страхования «Маккаби-шели» действует система специальных скидок и льгот, например, первые 15 процедур арт-терапии, пет-терапии, музыкальной и спортивной терапии будут стоить по 45 шек. за каждую. Ребенку также могут помочь терапевтическая верховая езда или занятия в бассейне, в «Маккаби шели» они тоже обходятся в 45 шек.
Получить подробную информацию о больничной кассе «Маккаби», а также перейти или записаться в нее новым репатриантам можно и в интернете. Просто оставьте свои данные, а представители кассы свяжутся с вами и сделают все необходимое https://bit.ly/3DeyIy6