Согласитесь, большинству «непосвященных» забавно слышать как критики и люди искусства называют полотно шедевром. Для нас, лаконичная геометрическая фигура на белом фоне, в качестве ценного произведения, выглядит скорее, удачной шуткой, тем более, что «Черный квадрат» называют Magnum opus автора – его лучшей работой. Но не все так просто как кажется на первый взгляд.
Нет наверное, в нашем насыщенном информацией пространстве человека, который не слышал бы о «Черном квадрате» Малевича. Вот только истинную ценность картины, обывателю понять трудно. Разбираемся в тонкостях живописи.
Для выдающегося российского художника-авангардиста Казимира Малевича картина стала настоящим прорывом, она была первым произведением основанного автором течения супрематизм. Недаром он датировал полотно 1913 годом, хотя написана она была двумя годами позже. Дело в том, что именно в 1913-м, направление окончательно оформилось и появилась идея картины. Вернее, триптиха, идейно связанного произведения из трех самостоятельных полотен, где кроме квадрата были черные круг и крест.
Кстати, на первой выставке они экспонировались вместе. Тогда, в середине декабря 1913, художник работал в качестве декоратора над футуристической оперой «Победа над Солнцем». Идея ее была в победе современного искусства над монументальными произведениями прошлого. В «Черном квадрате» зашифрована победа человеческого гения над пассивным бытием природы.
К слову, его произведение так тревожило умы искусствоведов и ценителей, что многие подозревали, под квадратом находится другая картина. Малевич сам дал повод так думать, комментируя произведение с отсылкой к опере.
Так, он говорил, что черный квадрат закрывает желтое солнце. В итоге, в 2015 году, исследователи при помощи рентгена выявили, что усомнившиеся правы, под квадратом даже не одна, а две картины. Каждая была символической ступенью на пути к супрематизму, они были последовательно выполнены в техниках, в которых художник работал до создания нового направления.
К слову, квадрат, строго говоря, вовсе не квадрат в геометрическом смысле. Первоначально его назвали прямоугольником, ведь его стороны Малевич сознательно сделал разного размера, чтобы сделать фигуру более динамичной. А относительно цвета все так же непросто, ведь для работы художник использовал разные вещества, из которых сделал краски трех оттенков.
Ну а насчет шутки, то и здесь зрители не ошибаются, в одном из последних исследований, на поверхностном слое была обнаружена авторская подпись карандашом, которая в корне отличается от привычного названия – «Битва негров в темной пещере». Скорее всего, фраза связана с монохромной картиной эксцентричного юмориста Альфонса Алле.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Источник: Lemurov.net