«Перехитрить  дьявола» — что   скрывается за этим загадочным названием?

Акрам Хан – известнейший хореограф из Лондона, любимец британской критики, отмеченный многочисленными наградами, – не впервые приезжает в Израиль. Он бывал у нас несколько раз и в каждый свой приезд показывал новые работы, друг от друга отстоящие столь же далеко, сколь далеко Англия расположена от Бангладеша, откуда родом его семья. Общий у всех его работ экзотический знаменатель: классический индийский танец катхак, возведенный им в модерный хореографический супер-сюрреализм.


Считается, что катхак давно утратил религиозный дух, и его акцент смещен в абстрактную область смеси эстетики и красоты, изучения движения. Но Акрам Хан уверен, что духовным содержанием этот сложный, ритмический и впечатляющий танец наполняют исполнители, умеющие танцевать все стили – от традиционного классического до модерн-данса, который Акрам Хан замешивает на текстах из Махабхараты и этнической музыке, объединяя балетные движения, имеющие разные значения и происхождение. Акрам Хан – экстремал в танце и в то же время донельзя традиционен, переводя впечатления детства (хотя родители Акрама родом из Бангладеш, сам он родился уже в Уимблдоне) в европейскую современную балетную транскрипцию. Автобиографичность его спектаклей очевидна – язык может соврать и промолчать, тело уже нет. В Великобритании Акрама Хана считают «танцующим гуру», учителем «новой духовности». Блистательно владея техниками индийского танца, которому уже пятнадцать столетий, и современной хореографии, он приводит отточенные веками изящные позы и жесты в соответствие с нынешним мышлением, с новой эстетикой.
Стиль его спектаклей  — почти разговорный , синтез  различных выразительных средств,  предполагающий  все, что угодно, но только не академическую манеру, а скорее исследование старых и новых мифов в контексте нашего времени.

Что такое «Перехитрить дьявола?» Что скрывается за этим загадочным названием?
«Дьявол здесь —  человек,  – объясняет Акрам Хан. —  Мы всегда пытаемся найти способ контролировать время, перехитрить его, потому что знаем, что времени очень мало. Но перехитрить, обмануть дьявола  — значит обмануть самих себя.  Смысл  мифа о Гильгамеше, ставшего основой для драматургии спектакля  — как бы ни был он  символичен,  состоит в том, чтобы показать, как жадность, алчность и ненасытность пожирают и опустошают наш мир. Я передаю эту историю, создавая балетные  ритуалы, говорю с миром через  древние мифы об актуальности.

Раньше я считал свою работу заведомо аполитичной. У меня было почти романтическое представление о  балете. Но я понял, что все в жизни  — политика,  и это стало проявляться в моих постановках.  Я думаем о насущном, о  будущем, о том, что мы оставляем нашим детям, о состоянии мира, о  социальных и экологических проблемах.  Мифы нас учат тому, что из хаоса,  который мы называем природой, рождается порядок. Хаос — это не случайность, а сложная структура, колеблющаяся между порядком и беспорядком. И эти колебания мы передаем в танце».

«Перехитрить дьявола» — это воплощенные не сцене  противоречия, это интенсивность движений, вызванная, переплетенная с драматическим повествованием и мифическими темами. Это гипнотический опыт,  погружающий публику в мистическую страну ритуалов и воспоминаний. И это фрагменты   вавилонского эпоса о Гильгамеше, переносящие зрителей  туда, где встречаются священные, старые и новые чудовища — чудовища, рожденные нашим отношением  к природе. Это универсальное движение и четкие посылы. И,  конечно,  это магия с постоянно меняющимися ритмами и темпом.
«Перехитрить дьявола» — это работа гения и зрелого художника: она не только объединяет художественные приемы, составляющие фирменный стиль Акрама Хана, но и  выводит его язык на новый уровень. Соединяю поэзию и миф на сцене  в «Перехитрить дьявола», Акрам Хан преодолел свое собственное «я». К подобному преодолению он призывает и зрителей:  чтобы не пропасть в кроличьей норе времени, в многослойной памяти, задумайтесь.  В  «Перехитрить дьявола»  — синергии   веры, эволюции и культуры,  — рассказывается над чем и как задуматься…

*****

Akram Khan Company. «Перехитрить дьявола». Хореограф – Акрам Хан
Драматург – Рут Литтл
Художник по свету: Эйдин Мэлоун

Сценография Том Скатт

Оригинальная музыка и звуковое оформление: Винченцо Ламанья

Художник по костюмам: Кими Накано

Текст — Джордан Танхил
Совместное производство: Авиньонский фестиваль, Theatre de la Ville Paris, Cedars Wells London, Штутгартский международный танцевальный фестиваль.

Продолжительность балета – 80 минут

Оперный театр имени Шломо Лахата

Четверг, 9.12,20:00
Пятница, 10.12, 13:00
Суббота 11.12, в 20:00

Заказ билетов в кассе Оперного театра по телефону: 03-6927777

или в «Браво»: https://bit.ly/3iPMy0K

 

Посмотреть видео:

https://www.youtube.com/watch?v=HgrwCQg-ZOI

https://www.youtube.com/watch?v=GIUkQFZzcfQ

Официальный сайт Akram Khan Company

http://www.akramkhancompany.net/

 

Photos by Jean-Louis Frenandeez.

Автор статьи Маша Хинич

Фотографии предоставлены организаторами гастролей, компанией «Бимот» в сотрудничестве с Урием Офером.
Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting