Совсем недавно актрисе и педагогу Татьяне Конюховой исполнилось 90 лет. Пик ее популярности пришелся на 1950-е – 1960-е гг. Тогда ее называли одной из самых красивых и успешных советских актрис, она много снималась и даже позволяла себе отказываться от ролей в таких фильмах как «Карнавальная ночь» и «Летят журавли».
Что заставило ее пренебречь такими шансами, чем она оскорбила Высоцкого и как нашла свое счастье после череды ошибок – далее в обзоре.
«Танька-артистка»
Она мечтала стать артисткой с самого детства. С 5 лет часто бывала в кинотеатрах и все, что видела там на экранах, по ее словам, дома «повторяла, как мартышка». Все музыкальные номера из фильма «Цирк» знала наизусть и с удовольствием воспроизводила для родных и для дворовых друзей, которые называли ее «Танька-артистка». Вот только мать совсем не одобряла этих увлечений.
Она часто повторяла Тане: мол, чтобы стать артисткой, нужно быть красавицей, как Марина Ладынина, Любовь Орлова и Тамара Макарова. А свою дочь она красивой не считала. Намотав на кулак ее косы, она подтаскивала дочь к зеркалу и говорила: «Посмотри на себя! И куда же ты в калашный ряд?!» Тем не менее «в калашный ряд» Татьяна все-такие попала. После школы она с первой же попытки поступила во ВГИК, преодолев конкурс в 800 человек на место!
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Второгодница по собственному желанию
Еще на втором курсе Конюхова начала сниматься в кино – ей посчастливилось сыграть главную роль в фильме Александра Роу «Майская ночь» по повести Н. Гоголя. Ее фотографии украшали афиши в самом центре Москвы, а дебютантка сгорала со стыда и отправилась к ректору с просьбой оставить ее на второй год.
Все дело в том, что юная актриса не смогла озвучить свою роль – ей попросту не хватило опыта. Сколько с ней ни бились, у нее никак не получалось вовремя вступать. Роу решил, что ее героиню озвучит другая актриса. И Татьяна в отчаянии написала заявление на имя ректора с таким текстом: «Прошу оставить меня на второй год, так как, снявшись в главной роли у великого режиссера Роу, поняла, что я недоучка». Ее просьбу удовлетворили, и Конюхова перешла на курс Ольги Пыжовой и Бориса Бибикова.
Упущенные шансы
После удачного кинодебюта кинокарьера Татьяны Конюховой пошла на взлет. Зрители запомнили ее по фильмам «Доброе утро», «Первые радости», «Разные судьбы», «Над Тиссой», «Олеко Дундич» и др. В 1950-х гг. ее называли одной из самых красивых и перспективных молодых актрис. Она много снималась, вот только ролей в ее фильмографии могло быть намного больше.
Дело в том, что предложений от режиссеров ей поступало очень много, и часто Татьяна сама отказывалась от ролей. Впоследствии она очень жалела о том, что не снялась в «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова, где ей предлагали главную роль. С ее легкой руки на пробы отправилась Людмила Гурченко – Конюхова сама порекомендовала режиссеру обратить внимание на студентку ВГИКа.
Знаменитый режиссер Михаил Калатозов был шокирован отказом Конюховой исполнить главную роль в фильме «Летят журавли». В результате вместо нее снялась Татьяна Самойлова. И для Гурченко, и для Самойловой эти легендарные роли стали визитными карточками и стартом блестящей кинокарьеры. А сама Конюхова так и не получила ту роль, ради которой отказывалась от всех других предложений.
Ее мечтой была Даша в экранизации романа Алексея Толстого «Хождение по мукам». Режиссер Григорий Рошаль сам пригласил ее на пробы, она их прошла успешно. Но после этого он заболел, съемки отложили. А потом вдруг отдал роль другой актрисе. Позже Татьяна узнала, что на этом настояла жена режиссера, ревновавшая его к юной красавице. Конюхова посчитала это предательством и долгое время не могла прийти в себя.
Отвергнутый Высоцкий
В 1961 г. Татьяна Конюхова сыграла главную женскую роль в фильме «Карьера Димы Горина». Ее партнером по съемочной площадке стал Владимир Высоцкий. Для него это была всего вторая роль в кино, а Конюхова уже была настоящей звездой. На съемках он пытался за ней ухаживать, но получил от ворот поворот.
Актрисе Высоцкий не нравился. Вокруг него по вечерам собиралась компания, вместе с которой они пропускали по рюмке и пели песни под гитару. Высоцкий однажды поинтересовался, почему Татьяна к ним не присоединяется. А она ответила резко: «Не люблю блатные песни!» Позже актриса не могла себе этого простить.
Конюхова признавалась: «Даже ведь не слышала, что там исполняют. Но, видимо, ассоциация такая: коль гитара – значит, блатняк или дворовое что-то. Володя от этих моих слов сжался так, будто его ударили. А на следующий день у нас совместный эпизод, в котором его герой пристает ко мне. Услышав, что ему предстоит делать, Высоцкий заявил: «Тискать Татьяну Конюхову? Ни в коем случае! Не буду!» И его в прямом смысле слова заставляли это делать в кадре… Вы знаете, очень надолго это вот ощущение, что я обидела хорошего человека».
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Десятидневный брак
На этих съемках ей было вообще не до ухаживаний и не до песен. Как раз тогда актриса узнала о том, что ждет ребенка, и очень плохо себя чувствовала. Режиссеру ни в чем не признавалась – боялась, что отстранят от роли. Отказываться от возможности стать матерью и в мыслях не было, ведь это был ребенок от мужчины, которого она считала своей судьбой.
Ее первый студенческий брак был скоропалительным и очень быстро распался. Она дала себя уговорить пойти в загс, но когда муж примчался без предупреждения к ней на съемки проверить, одна ли она в гостиничном номере, восприняла это как оскорбление и тут же от него ушла. Фактически их брак продлился 10 дней, хотя официальный развод они оформили только спустя 2 года.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Встреча с судьбой
Со звукорежиссером Борисом Венгеровским актриса прожила в браке 3 года. Она несколько раз по их обоюдному согласию отказалась от возможности стать матерью – муж не горел желанием иметь ребенка, она сама была слишком занята своей карьерой. Татьяна говорила: «А вы же понимаете, как после такого шага, даже осознанного, внутренне переживает женщина. И ведь ни разу Борис меня не остановил, не сказал, что хотел бы сохранить ребенка. И в какой-то момент я поняла, что больше не хочу, а главное – не могу жить с этим мужчиной».
Главным мужчиной в своей жизни актриса считала своего третьего мужа, 4-хкратного чемпиона СССР по метанию копья Владимира Кузнецова. Они прожили вместе 27 лет, до его последних дней. И когда Конюхова узнала, что ждет от него ребенка, на этот раз сомнений никаких не было. У них родился сын Сергей, и это событие стало одним из самых счастливых в ее жизни. К сожалению, муж актрисы ушел из жизни в 54 года. После этого она уже не выходила замуж.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Секрет молодости души
Многие удивляются тому, как в свои годы актрисе удается не только поддерживать себя в хорошей физической форме, но и сохранять бодрость духа. Татьяна Конюхова признается, что никогда никому не завидовала, умела радоваться чужим успехам, а кроме того, всю жизнь оставалась «вечно восторженным и благодарным человеком». Она не сетовала на судьбу и считала, что на ее долю выпало много счастья. Ее главное правило – держать спину ровно и не терять интереса к жизни и к людям.
Накануне своего 82-хлетия Конюхова сказала в одном из интервью: «Я по-прежнему работаю: снимаюсь в сериалах, преподаю актерское мастерство в Московском государственном университете культуры и искусства. Сколько замечательных парней и девчат среди моих учеников! Талантливых, с горящими глазами. Рядом с ними я чувствую себя молодой. Так что старость может не спешить!»
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Источник: kulturologia.ru