В Швеции первые дома, внешне очень похожие на наши привычные «хрущёвки», начали появляться ещё в 30-х годах прошлого столетия. А шведские архитекторы заимствовали идеи немецких специалистов, таких как Бруно Таут, Вальтер Гропиус и превзошедший этих двух людей Эрнст Май. К слову, Хрущёв использовал те же основы.
Шведские прототипы наших «хрущёвок» в народе именовали «lamellhus», что переводится как «плоский, узкий дом». И постройки действительно были такими, ведь их толщина не превышала 8-12 метров. Таковой она была из-за необходимости размещения на небольших территориях целых жилых комплексов, иногда с несколькими десятками построек. А так как между объектами строительства должны были оставаться расстояния не меньше 21 метра и 30 сантиметров (чтобы солнце полностью освещало все стены, от первых этажей и до последних), то и дома получались плоскими. Зато они не портили городской ландшафт и не нарушали гармонию окружающей среды.
Начавшиеся военные действия несколько замедлили процесс застройки городов, и всё же в период с 36-го года прошлого века по 46-ой (то есть за десятилетие) было сдано около 25 тысяч квартир, что составило примерно 85% всего жилого шведского фонда.
Шведские своеобразные «хрущёвки» имели некоторые особенности. Они оснащались небольшими французскими балкончиками, не имели чердачных зон, зато оборудовались капитальными цокольными уровнями, на которых находились помещения бытового назначения для общего пользования: кладовые для хранения различных вещей, прачечные и места для просушивания белья. Предусматривались общественные мусоропроводы, а вот лифтов не было. Количество этажей обычно составляло три либо пять. Внутри квартиры, как и в «хрущёвке», был коридорчик, небольшие комнаты и маленькая кухня. Площади не делали большими.
Придомовые территории облагораживались с учётом особенностей жильцов. Многие «lamellhus» возводились для не очень богатых семей с детьми, поэтому территории возле них организовывались с детскими игровыми площадками, местами для прогулок и активного отдыха, зонами для пикников и участками для размещения велосипедов и детских колясок. За состоянием «lamellhus» следят коммуна и жилищное управление, которые регулярно проводят ремонтные работы и заменяют устаревшие материалы.
Квартиры постепенно расширялись и обустраивались по обновлённым дизайнерским и архитектурным тенденциям. Но всё же основы остались прежними. Кстати, шведам в их плоских домах запрещается остеклять и захламлять квартиры, менять цвет фасада, заменять важные элементы экстерьера. Такие правила позволяют сохранять первоначальный вид построек и не нарушать общий стиль города.
Источник: Lemurov.net