Скоро на сцене Оперного театра Тель-Авива древний миф в современном осмыслении. Постановка «Перехитрить дьявола» одного из лучших современных британских хореографов Акрама Хана и в исполнении его балетной компании из Лондона будет представлена с 9 по 11 декабря 2021 года в рамках балетного сезона Израильской оперы.
«Перехитрить дьявола» — постановка 2019 года и, как и в предыдущих работах,
британский хореограф Акрам Хан, лауреат престижнейшей театральной премии Лоренса Оливье, соединяет в этом эпическом балете европейские традиции с классическим индийским танцем катхак. В основе спектакля — классика, индийская пластика, эстетика contemporary dance и месопотамский эпос о Гильгамеше или, как еще его называли, поэма «О всё видавшем», одного из древнейших литературных произведений в мире, написанных клинописью на глиняных табличках. Точнее — недавно обнаруженный и переведённый фрагмент «Гильгамеша». Писался эпос клинописью на протяжении полутора тысяч лет, начиная с 18 века до нашей эры на аккадском языке. Эпос о Гильгамеше сравнивают с «Илиадой» Гомера, хотя «Илиада» написана на тысячелетие позже. Другим источником вдохновения для «Перехитрить дьявола» стали «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи и картина австралийской художницы Сьюзан Доротеи Уайт «Первый ужин», на которой изображены женщины разных культур, сидящие за столом.
Вот так, для разгона… А дальше — таинство мистерии и балет-медитация, балет-ритуал и экстаз в карнавале теней, в драматической фреске, в движении, навеянном мифами.
Израильская опера, компания Bimot Global при сотрудничестве с Ури Офером рады объявить о гастролях компании Акрама Хана со спектаклем «Перехитрить дьявола» — рассказом-воспоминанием и рассказом-предупреждением о том, кем мы были и кем можем стать, разрушая свой мир, природу и самих себя.
Премьера этого балета прошла в июле 2019 года в Штутгарте в Германии. В Тель-Авиве спектакль первоначально должен был быть показан в 2020-м, и, наконец, после отсрочки, вызванной Covid-19, будет представлен в декабре 2021 года в Оперном театре Тель-Авива. Предыдущие гастроли труппы Акрама Хана проходили в Тель-Авиве в 2015-м году, когда был показан феерический спектакль «iTMOi» — «In the Mind of Igor» – «В сознании Игоря», посвященный «Весне священной» Стравинского.
«Перехитрить дьявола» — это четырехугольник пространства, обломки разбитых табличек с древней клинописью и сверженных с пьедесталов идолов, шесть персонажей, воспоминания и фрагменты знаний. Дымка, прерывистая громкая музыка Винченцо Ламаньи – британского композитора, известного своими индустриальными ритмами, текучими мелодиями и звуковыми пейзажами, и движения — парадоксально резкие и изящные, отчаянные, агрессивные и эстетичные, воплощенные на сцене метафоры. Смешивая классику и современность, Акрам Хан исследует старые ритуалы посреди нашей постоянно меняющейся реальности. «Перехитрить дьявола» приглашает всех нас к столу, где жизнь, смерть и полузабытые мифы — это хлеб, который мы преломляем сообща.
Акрам Хан рассказывает о своем балете: «Перехитрить дьявола» — это головоломка воспоминаний, собранная в темноте, история о том, кем мы когда-то были и, возможно, снова станем. Это миф всех времен, предназначенный и для нашего времени. Когда моя карьера танцовщика подошла к концу, я уже был готов к новому пути — вытанцовывать свои идеи «через» другие тела, в том числе, привлекая к работе танцоров, перешагнувших порог молодости, хранящих свои истории, эмоции, сложные переживания (в спектакле участвуют танцоры в возрасте от 25 до 65 лет). Все меняется – возраст, чувства, но что остается неизменным — это мое желание исследовать старые и новые мифы в контексте нашего времени. Для меня важно рассказывать о взаимоотношениях человека и природы. Мы должны говорить об этом, хотя нас мало кто слышит. Мы думаем, что можем жить, как раньше. Но мир погибнет, если мы не изменим своего отношения к нему».
В этом году Netflix показал документальный сериал «В движении», посвященный 6 хореографам, и один эпизод был посвящен Акраму Хану (а еще один – Охаду Нахарину). Акрам Хан родился в 1974 году, он — любимец британской критики, отмеченный многочисленными наградами, и считается «самым сладким плодом» британского урожая современного танца. У него легион почитателей, что неудивительно, потому как классические традиции танца северной Индии хореограф постигал с юных лет, обучаясь у знаменитых мастеров катхака. Позже он изучал современные европейско-американские техники в танцевальных школах Великобритании. Стиль его спектаклей — не что иное, как синтез (а точнее его поиск) различных выразительных средств. Амплитуды движений предполагают все, что угодно, но только не академическую манеру. Стиль Хана — почти разговорный, стиль движений с ярким, точным, узнаваемым содержанием и смыслом. Но его пластика абсолютна непохожа на утомительную хаотичную механическую болтовню чересчур экспрессивных танцовщиков, тех многих, что пытаются расширить и без того широкие ныне связи Востока и Запада.
Как и Шен Вей, Хан сотрудничает с современными художниками и дизайнерами. Цель Акрама Хана — создать новое «индо-западное» объединение в музыке и танце, которое «исследовало бы религию, политику и совокупность англо-азиатского опыта». Акрам Хан дебютировал на сцене в тринадцать лет в спектакле, изменившем историю европейского театра, — в «Махабхарате» Питера Брука. Спустя несколько лет он уже работал с выдающейся бельгийской танцовщицей и хореографом Анной Терезой Де Кеерсмакер. В 1990-х Акрам Хан уже сам ставил свои сольные номера, а через десять лет создал собственный коллектив Akram Khan Company. Хан работал с актрисой Жюльет Бинош, с великой балериной Сильви Гиллем, Тимми Ипом — художником фильма «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», возобновлял сотрудничество с Питером Бруком. Akram Khan Company выступала на открытии Лондонской Олимпиады в 2012 году. В 2019 году Акрам Хан получил премию Лоуренса Оливье — британскую награду за достижения в театральном искусстве, одну из самых значимых в мире.
Считается, что катхак давно утратил религиозный дух, и его акцент смещен в абстрактную область смеси эстетики и красоты, изучения движения. Но Акрам Хан уверен, что духовным содержанием этот сложный, ритмический и впечатляющий танец наполняют исполнители, умеющие танцевать все стили — от традиционного классического до модерн-данса, который Акрам Хан замешивает на текстах из Махабхараты и этнической музыке, объединяя балетные движения, имеющие разные значения и происхождение. Акрам Хан — экстремал в танце и в то же время донельзя традиционен, переводя впечатления детства (хотя родители Акрама родом из Бангладеш, сам он родился в Уимблдоне) в европейскую современную балетную транскрипцию. Автобиографичность его спектаклей очевидна — язык может соврать и промолчать, тело уже нет. В Великобритании Акрама Хана считают «танцующим гуру», учителем «новой духовности». Блистательно владея техниками индийского танца, которому уже пятнадцать столетий, и современной хореографии, он приводит отточенные веками изящные позы и жесты в соответствие с нынешним мышлением, с новой эстетикой.
*****
Akram Khan Company. «Перехитрить дьявола».
Хореограф – Акрам Хан
Драматург – Рут Литтл
Художник по свету: Эйдин Мэлоун
Сценография Том Скатт
Оригинальная музыка и звуковое оформление: Винченцо Ламанья
Художник по костюмам: Кими Накано
Текст — Джордан Танхил
Совместное производство: Авиньонский фестиваль, Theatre de la Ville Paris, Cedars Wells London, Штутгартский международный танцевальный фестиваль.
Продолжительность балета – 80 минут
Оперный театр имени Шломо Лахата
Четверг, 9.12,20:00
Пятница, 10.12, 13:00
Суббота 11.12, в 20:00
Заказ билетов в кассе Оперного театра по телефону: 03-6927777 или в «Браво»: https://bit.ly/3iPMy0K
Посмотреть видео:
https://www.youtube.com/watch?v=HgrwCQg-ZOI
https://www.youtube.com/watch?v=GIUkQFZzcfQ
Официальный сайт Akram Khan Company http://www.akramkhancompany.net/
Photos by Jean-Louis Frenandeez.
Автор статьи Маша Хинич
Фотографии предоставлены организаторами гастролей, компанией «Бимот» в сотрудничестве с Урием Офером.
Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting