Луи Армстронг обладал уникальной манерой исполнения, он запомнился не только музыкой, которую исполнял, но и своим богатым, хрипловатым голосом. Он не был евреем, но никогда не расставался со Звездой Давида.
Он родился и вырос в Новом Орлеане, с детства был вынужден собирать бутылки и уголь, и всё же смог добиться необычайных высот, став одним из самых известных и влиятельных джазовых музыкантов. Его карьера охватывала пять десятилетий и разные эпохи в истории джаза.
Несчастное детство
Он появился на свет в самом бедном квартале Нового Орлеана, известном как The Battlefield, в начале августа 1901 года в семье 16-летней Мэри Альберт и Уильяма Армстронга. Малышу не исполнилось ещё и нескольких месяцев, когда отец оставил семью, и Луи в будущем его даже не знал. Мэри не могла обеспечить даже себя, не говоря уже о сыне и родившейся спустя два года после него дочери Беатрис. Мэри стирала бельё, собирала остатки еды по помойкам, но основным источником её дохода стала торговля собственным телом.
Маленький Луи часто ложился спать голодным, днём же он, вместо игр со сверстниками, развозил уголь или продавал газеты, позже вместе с несколькими сверстниками стал петь на улицах. В шесть лет его отдали в учебное заведение Fisk School for Boys, куда принимали темнокожих мальчиков из бедных семей. Неизвестно, как сложилась бы его судьба, не встреть он на своём жизненном пути семью Карнофски.
Приёмная семья
Они недавно перебрались в Америку из России, были литовскими евреями и прониклись сочувствием к темнокожему мальчику-соседу. Их знакомство началось с того, что глава семьи Карнофски, занимавшейся торговлей подержанными вещами, предложил Луи за пару центов помочь ему разобрать старые вещи. Нельзя сказать, что эта перспектива слишком обрадовала мальчишку, но сосед ему нравился, а потому и отказать он не смог.
Позже Луи узнал, что его соседи – евреи, они сбежали из России от погромов. Разовая подработка стала систематической, а будущий музыкант с удовольствием бывал в доме Карнофски. Там он находил настоящие тепло и уют, а сосед всё так же аккуратно оплачивал услуги своего маленького помощника. Вскоре Луи стал оставаться у соседей ночевать, фактически они стали его приёмными родителями, хотя официально никто бумаги, конечно, не оформлял. Глава семьи был строгим, но очень добрым. Луи благодаря ему узнал, что такое настоящие отцовские любовь и забота. Мадам Карнофски относилась к нему, как к родному.
Это было удивительно, тем более, что в семье подрастали трое своих сыновей, старшие Алекс и Моррис и совсем ещё кроха Давид, и назвать её богатой не смог бы никто в целом мире. А ещё эти добрые люди страдали от дискриминации. Как вспоминал впоследствии сам Луи Армстронг, к евреям относились даже хуже, чем к темнокожим.
Карнофски жили очень дружно, несмотря на все неурядицы, а Луи стал любимцем всей семьи. Со временем он даже выучил песни, которые напевала приёмная мама, укачивая маленького Давида, а позже стал ей подпевать, старательно и чисто выводя каждую нотку. Старшие братья Алекс и Моррис стали ему добрыми друзьями. Они вместе развозили уголь или помогали отцу покупать старьё. Луи, фактически никогда не знавший родительской любви, оттаял в семье Карнофски. Он удивлялся, как они смогли из старой развалюхи соорудить вполне приличный и даже уютный домик, а незнакомая речь так заворожила его, что вскоре он уже мог петь на идише и русском, как и мадам Карнофски.
Бесценный подарок
Однажды Моррис подарил Луи оловянную дудку в виде рога, и паренёк стал трубить в неё, возвещая о приезде фургона старьевщика или о привозе угля для покупателей. Позже Луи научился не только дудеть на одной ноте, но извлекать и другие звуки, выбивая их пальцами. Дети, приносившие к фургону бутылки, готовы были часами стоять и слушать, как играет маленький Луи.
Когда же будущий музыкант увидел в окне ломбарда самый настоящий медный корнет, он попросил Морриса остановиться, чтоб просто поближе рассмотреть его и узнать цену. Стоимость старенького духового инструмента казалась Луи немыслимо высокой – целых пять долларов. Моррис, видя, как горят глаза названного брата, тут же дал ему два доллара в качестве первого взноса. Оставшуюся сумму Луи выплачивал в течение следующих шести недель, после чего стал обладателем вожделенного инструмента.
Именно на этом стареньком корнете и учился играть будущий музыкант мирового уровня. Много лет спустя, когда Луи Армстронг уже с успехом выступал, импресарио Джо Глейзер подарил ему символ евреев – Звезду Давида. С тех пор музыкант никогда не снимал её в память о семье Карнофски, которые не только научили его любить, но и фактически открыли дверь в мир музыки.
Источник: kulturologia.ru