В этом материале мы расскажем о появлении, упадке, возрождении и настоящем прорыве одной из самых важных служб – скорой медицинской помощи.
Евангелие от Луки описывает притчу о добром самаритянине, который спас еврея после нападения на него разбойников – «перевязав ему раны, возливая масло и вино, и, усадив его на осла своего, привез в гостиницу, где и позаботился о нем». Именно эти строки можно считать одним из первых упоминаний о неотложной медицинской помощи. Тем не менее человечеству потребовалось еще полтора тысячелетия, чтобы сделать «неотложку» доступной для обычных людей.
Всему причиной войны
Во времена первых человеческих цивилизаций жизнь людей ценилась не очень высоко. Исключением были лишь правители, богачи и воины. Солдат в любых армиях старались лечить, наверное, с тех времен, когда собственно эти армии и начали появляться.
Еще в древние античные времена доктора практиковали на первый взгляд ужасные кровавые процедуры. Однако большинство из них действительно помогали спасать жизни солдат. А в некоторых случаях даже возвращали опытных бойцов в строй. Именно на полях античных битв и появился один из первых аналогов привычной всем ныне скорой медицинской помощи.
Римский порядок полевой медицины
С середины I века до н. э. в армии Римской империи начинает действовать организованная система медицинской помощи, во многом напоминающей современную. Получившего ранение или заболевшего солдата доставляли в «валетудинарий» (лат. Valetudinis – «здоровье»). Это заведение было чем-то средним между станцией «неотложки» и военно-полевым госпиталем.
Штат валетудинариев насчитывал несколько десятков сотрудников. Главными среди них были хирурги и их помощники – капсарии. Последние были ответственны за хирургические инструменты, перевязочные средства, а также медицинские снадобья и запасы вина. Кроме этого валетудинарии имели свой транспорт, централизованную систему снабжения, а также «садово-огородные бригады» для выращивания, сбора и заготовки лекарственных растений.
Каждый валетудинарий, который был рассчитан на несколько сотен «койко-мест», обеспечивал медицинскую помощь бойцам трех легионов. Это примерно 15 тысяч солдат и офицеров. Пациентов в такие «госпиталя» доставляли специальные бригады из 8-10 человек, которые дислоцировались сразу за линией боевых построений легионеров.
Для транспортировки раненых использовали гамаки из плащей, которые закреплялись между лошадьми. Для обезболивания и снятия болевого шока применяли особую смесь вина и дурманящих трав, которая содержалась в флягах «санитаров». Все они получали денежную премию за каждого спасенного раненого легионера.
Римляне внесли неоценимый вклад в развитие службы первой медицинской помощи. В последствии валетудинарии получили собственное отопление, водопровод и канализацию. Были оборудованы отдельные операционные и перевязочные, которые для поддержания «стерильности» мыли горячим вином. Обработку проходили и все медицинские инструменты.
Все эти достижения цивилизации исчезли на несколько столетий после падения Римской империи в V веке нашей эры.
Забытье длиной в тысячу лет
Несколько веков понадобилось человечеству, чтобы только приблизиться к уровню медицинской помощи эпохи Древнего Рима. Что-то похожее на «неотложку» в Европе можно было наблюдать лишь в начале XV века. Однако теперь «скорая» стала доступна не только воинам на поле брани.
В Нидерландах в 1417 году была основана целая сеть лодочных станций, где врачи откачивали людей, утонувших в речных каналах. Там же медики отогревали переохладившихся, а также могли при надобности перевязать, сделать кровопускание, вправить сустав или кость.
В XVIII веке, в эпоху Просвещения, забота о здоровье человека выходит на новый уровень. В Париже организовывается служба по оказанию медицинской помощи. Работала она так: инспектор или комиссар полиции сопровождал доктора домой к пациенту. В случае необходимости госпитализации, страж порядка лично вызывал частную «двуколку», которая доставляла больного в монастырский приют. После полицейский выдавал чеки от магистратуры доктору и извозчику.
«Отец скорой помощи»
Считается, что именно французы внесли наибольший вклад в создание современной медицинской службы. Хирурга Доминика Жана Ларрея (1766-1842 гг.) по праву считают «отцом скорой помощи». Именно он в конце XVIII века организовал во французской армии передвижные медицинские лагеря.
Ларрей является автором идеи конных двуколок, предназначенных для эвакуации раненых с поля боя, которые он назвал «амбулансами». Также француз спроектировал и мобильные операционные – кареты, запряженные четверкой лошадей. Именно Доминик Жан Ларрей разработал и ввел в обиход тактику триажа – медицинской «сортировки» пациентов на легко раненых, тех, которым нужна срочная хирургическая помощь, заразных (инфекционных) больных и «безнадежных», или умирающих.
Во время наполеоновского похода в России или Египетской кампании несмотря на всю тяжесть боевых действий, «амбулансы» доставляли раненных на операции всего за 10-20 минут. Это помогло французским медикам спасти жизни десятков тысяч солдат и офицеров. В легендарной битве под Березиной сам «отец скорой помощи» Доминик Жан Ларрей лично проводил от 200 до 300 операций в сутки.
Прорыв «неотложек» XIX века
Самые первые службы неотложной медицинской помощи появились во второй половине XIX века в США – сначала в Коммерческом госпитале Цинциннати (1865 год), а через 4 года и в госпитале Белвью (Нью-Йорк). Нью-йоркские медики оборудовали свои кареты скорой помощи всем самым необходимым по медицинским канонам того времени: шинами, желудочными помпами, морфием и запасом бренди.
И все же настоящая первая станция скорой помощи появилась 1 мая 1883 года в Европе. Ее организовал в Вене врач, психиатр и создатель военных санитарных поездов Яромир Мунди. Станция имела диспетчерскую с несколькими параллельными телефонными аппаратами, кареты ambulance, а также подстанции для врачей.
Довольно быстро идея Мунди была реализована властями Австро-Венгерской империи. По Вене стали курсировать санитарные кареты, оснащенные двумя лампами. Одна из которых освещала дорогу вознице, а другая вращалась, предупреждая экипажи и прохожих. Именно такой была первая «мигалка» скорой помощи.
Кроме сети станций «неотложки» на каждой остановке трамвая в Вене были размещены носилки. Всего в столице Австро-Венгерской империи функционировало 5 карет и 11 врачей скорой помощи. Одним из них был и сам Яромир Мунди, который работал по 18-20 часов в сутки в разные смены – управляющим, санитаром, доктором и даже кучером ambulance. Опыт Вены по созданию станций скорой помощи скоро подхватили в других странах мира.
Модернизация для цивилизации
Всеобщая моторизация экипажей и карет «неотложки», оборудование их дефибрилляторами и кислородными аппаратами, оптимизация диспетчерской службы – модернизация скорой помощи продолжалась уже в XX веке. Лишь во второй его половине скорая помощь наконец-таки приобрела тот вид, который привычен сейчас всем. Таким образом «медицинская роскошь» античных воинов стала общедоступной и вполне обыденной для большинства современных жителей Земли.
Источник: kulturologia.ru