Актриса Елена Сафонова сыграла более 100 ролей в кино, но большинству зрителей запомнилась по главной роли в фильме «Зимняя вишня».
Перипетии ее собственной судьбы были не менее невероятными, чем у ее героини: ее партнером по съемочной площадке был сам Марчелло Мастроянни, в 1990-е гг., когда многие ее коллеги остались без работы, актрису пригласили на съемки во Францию, где она вышла замуж, родила сына и прожила 5 лет. Но у этой сказки был печальный финал – судебные тяжбы во время развода, разлука с сыном и долгие годы одиночества…
Продолжательница актерской династии
Ее путь во многом был предопределен с самого рождения, ведь Елена появилась на свет в известной творческой семье: ее мать, Валерия Рублева, была режиссером «Мосфильма», а отца, актера Всеволода Сафонова, знала вся страна по фильмам «Белорусский вокзал», «Дело «пестрых», «Щит и меч». В 1960-х гг. семья переехала из Ленинграда в Москву и поселилась в актерском доме на Мосфильмовской улице. У них в гостях часто бывали звезды кино – Евгений Леонов, Евгений Евстигнеев, Анатолий Папанов, а Иннокентий Смоктуновский одно время даже жил в квартире Сафоновых. Елена часто ездила вместе с отцом в киноэкспедиции, помогала осветителям и звукооператорам, и кино, по ее словам, с детства было для нее чем-то родным и домашним.
Актерскую профессию она выбрала под влиянием отца, но, несмотря на свою громкую фамилию, успехов добилась далеко не сразу. Свои первые роли в кино Елена сыграла еще в 17 лет, но во ВГИК ее приняли только с третьей попытки. 2 года она проработала библиотекарем, а когда наконец стала студенткой, учеба давалась ей очень нелегко. Отучившись во ВГИКе 2 курса, Сафонова перевелась в ЛГИТМиК.
Свою первую главную роль она сыграла в 25 лет в фильме «Возвращение Баттерфляй», и хотя критики после этого объявили молодую актрису «открытием», до 30 лет она оставалась малоизвестной широкой публике артисткой. В театре им. В. Комиссаржевской, куда она пришла после завершения учебы, ей тоже не доверяли крупных ролей.
Триумф «Зимней вишни»
Когда режиссер Игорь Масленников приступил к съемкам фильма «Зимняя вишня», в главных ролях он видел Наталью Андрейченко и Сергея Шакурова. Но у актрисы в тот период начался роман с американцем Максимилианом Шеллом, и в назначенный день она не приехала на съемки. Ей пришлось срочно искать замену, и режиссер остановил свой выбор на Елене Сафоновой. Правда, ее тандем с Шакуровым не сложился – актер заявил, что не может найти с партнершей контакта и отказался от роли. Вместо него утвердили Виталия Соломина. Под Сафонову пришлось переписать и главную героиню в сценарии – в ней не было ни темперамента, ни истеричности, ни требовательности, ни других контрастных красок, какими бы этот образ разукрасила Андрейченко. В исполнении Сафоновой Ольга получилась лиричной, трогательной, кроткой, мягкой и вызывающей сопереживание и сочувствие зрителей.
Поначалу и режиссер Игорь Масленников, и оператор Юрий Векслер сомневались в правильности своего выбора, но когда пересмотрели отснятый материал, поняли, что попали в точку. Ольга в исполнении Сафоновой ничего не требовала от своего женатого избранника, а только терпеливо ждала и прощала ему все ошибки. В этой героине тысячи зрительниц узнали самих себя. Режиссер говорил: «Сафонова была превосходной моделью. Елена, переживающая все в себе, очень трепетная, закрытая, вкрадчивая, немногословная, вызывала сочувствие у зрителя. Многие женщины стали копировать ее манеры, прическу, наряды из фильма».
«Зимняя вишня» пользовалась невероятным успехом и принесла Сафоновой всесоюзную популярность. За год фильм посмотрели 32 млн человек, а исполнительницу главной роли признали лучшей актрисой в СССР по результатам опроса читателей журнала «Советский экран». Кинокритики тоже высоко оценили ее работу. Так, Г. Черменская писала: «В фильме Сафоновой многое было сыграно помимо, а точнее сверх очерченного сценарием. Узнаваемость ее Ольги, типичной неустроенной Золушки «из нашего двора», настолько очаровывала зрителей, что они охотно принимали за чистую монету и сугубо мелодраматический ход – встречу героини с прекрасным «выездным» принцем. Скорее всего именно эта точно угаданная комбинация взаправдашности и сказочности и обеспечила вполне заурядному фильму огромный успех».
Признание за рубежом
После этого на актрису обратили внимание и другие режиссеры. Никита Михалков предложил Елене Сафоновой главную роль в своем фильме совместного советско-итальянского производства «Очи черные». Партнером актрисы по съемочной площадке стал Марчелло Мастроянни, который предложил Михалкову сотрудничество во время своего визита в Москву. Сценарий был написан специально для звезды итальянского кино, для режиссера это был первый опыт съемок за границей, как и для Елены Сафоновой.
Конечно, поначалу актриса растерялась, о чем позже вспоминала: «В первый съемочный день мне должно было быть очень страшно: такое количество крупных мастеров мирового экрана – Марчелло Мастроянни, Марта Келлер, Сильвана Мангано… Конечно, страшно: они – и рядом я. Но как-то не успела почувствовать все это, настолько активно, насыщенно пошла работа. Просто некогда было рефлексировать. Ну, может быть, на первой репетиции с Мастроянни поначалу было какое-то «ватное» состояние растерянности. Но этот артист настолько прост в общении, контактен, вел себя с режиссером послушно, как школьник. В отличие от Мастроянни, меня раздражал деспотизм Михалкова на съемочной площадке, я нервничала, обижалась. Я только удивлялась: «Боже мой, как Мастроянни это терпит?».
Этот фильм был номинирован на «Оскар», «Золотой глобус», «Сезар», получил приз в Каннах за лучшую мужскую роль, Сафонова и Мастоянни были удостоены итальянской премии «Давид». После этого к актрисе пришла европейская известность, и она начала получать предложения не только от советских, но и от зарубежных режиссеров.
Брак с французом
В начале 1990-х гг. актрису пригласили во Францию на съемки фильма «Аккомпаниаторша». Одну из ролей исполнил французский актер Самюэль Лабарт, с которым у Сафоновой начался роман. Он не завершился после окончания съемок, и актер предложил Елене остаться во Франции и стать его женой. За 5 лет, проведенные за рубежом, актриса снялась в нескольких французских фильмах, участвовала в постановках местных театров. Ей даже поступало предложение о сотрудничестве от Алена Делона, но по совету мужа она отказалась. Как Сафонова поняла позже, Лабарт руководствовался не профессиональными соображениями, а обычной мужской ревностью. Он хотел, чтобы его жена занималась не карьерой, а семьей, а принести такую жертву актриса была не готова.
До этого в ее жизни уже был один брак, еще в студенческие годы. Ее избранником стал актер Виталий Юшков. Именно из-за него она бросила ВГИК и переехала к мужу в Ленинград. Вместе они прожили 6 лет, но этот брак был обречен с самого начала. Актриса признавалась: «Мой первый брак был совершенно случайным. Муж был хорошим человеком. Просто накануне свадьбы я вдруг поняла: мне надо идти в загс, а я его не люблю. Вышла замуж потому, что мне было неудобно отказаться перед его родителями». После развода у актрисы случился недолгий роман с женатым армянским предпринимателем Ваче Мартиросяном, от которого она родила сына Ивана. Ему Елена дала свою фамилию, ведь отец даже не подозревал о том, что у него родился сын.
Когда Сафонова переехала во Францию, она забрала Ивана с собой. В браке с Лабартом у нее родился сын Александр, и по французским законам после развода родителей он должен был оставаться в этой стране вместе с отцом до своего совершеннолетия. Судебные тяжбы длились 3 года, но в итоге актрисе пришлось вернуться в Россию только с Иваном.
В 1997 г. Сафонова развелась с мужем и вернулась в Россию. В тот период она сыграла главные роли в фильмах «Принцесса на бобах» и «Женская собственность», которые спровоцировали новый всплеск ее популярности. После этого ее кинокарьера снова пошла на взлет. Но успехи уже не приносили ей большой радости, ведь разлука с сыном стала для нее большим горем. С тех пор актриса живет на две страны, при любой возможности навещая сына.
Сын давно вырос, пошел по стопам родителей, выбрав актерскую профессию, и принял решение остаться во Франции. Сафонова больше не выходила замуж и так и не обрела семейного счастья. В последнее время она редко появляется на публике, отказывается от интервью и ведет закрытый образ жизни. Зрителей радует лишь то, что она по-прежнему часто появляется на экранах в новых фильмах.
Источник: kulturologia.ru