Яир Лапид: «Армия преуспела, правительство провалилось»

После 11 дней операции «Страж стен» можно уже подводить итоги – кто справился на «отлично», а кто снова не сдал экзамен. Армия выполнила поставленную перед ней задачу, а правительство провалилось.

Армия обороны Израиля нанесла сильный и точный удар по Газе и продемонстрировала свои возможности по достижению поставленных задач. ЦАХАЛ использовал восемь лет, прошедших после операции «Защитная скала», для расширения списка целей, решения проблемы туннелей путем создания эффективного подземного заграждения, создания лучшей в мире системы противовоздушной обороны и сбора разведданных, которые позволяют противостоять боевикам ХАМАСа, даже когда они под землей. Это впечатляющие результаты. Я горжусь нашей армией и ее командирами.

Правительство же потерпело фиаско во всех сферах своей деятельности. Оно полностью провалило проект по строительству защитных сооружений для граждан. В Ашкелоне и большинстве населенных пунктов вокруг Газы люди все еще сидят в коридорах во время ракетных атак. Также позорно провалена разъяснительная работа.

Просто нет слов, чтобы описать эти промахи. Фанатичная, кровожадная, гомофобная и расистская террористическая организация победила израильское правительство на площадке либеральных западных СМИ. Чудовищной ошибкой правительства стало решение сохранить власть ХАМАСа для ослабления администрации ПА. Ему также не удалось вернуть израильских граждан, удерживаемых ХАМАСом, и тела солдат Адара Голдина и Орона Шауля.

Но прежде всего правительство потерпело неудачу в главной сфере свой ответственности – определении политики государства. После 11 дней операции каждый гражданин Израиля задает себе вопрос: чего на самом деле хотело добиться правительство в результате военных действий? Каковы долгосрочная стратегическая политика и цели по отношению к ХАМАСу в Газе? Что именно сейчас там должно произойти? Что будет через год-два? Предотвратила ли текущая операция следующий раунд противостояния?

Своими собственными руками, делами и неудачами правительство сделало ХАМАС ведущей организацией на палестинской арене. Той, которая в состоянии воспламенить Восточный Иерусалим, Иудею и Самарию и, возможно, даже северную границу, открывая там дополнительные фронты. Попутно премьер-министр упустил возможность укрепить отношения Израиля с новой американской администрацией. Это серьезнейший политический провал.

В начале операции президент Байден полностью и обоснованно поддержал право Израиля на защиту своих граждан. Спустя 11 дней президент попросил завершить операцию, после того как ЦАХАЛ уже достиг своих целей. Израиль не может игнорировать это обращение. У нас есть гораздо более серьезные проблемы, чем Газа:- Иран, ядерная сделка, напряженность в Сирии и усиление Хезболлы. Все это ждет нас в будущем. Все это потребует тесной и точной координации с американцами.

Авиаудары в Газе были направлены на сдерживание. Они сделали это, но сдерживание не является самоцелью. Оно призвано дать возможность политикам изменить ситуацию с позиции власти. Снова и снова ЦАХАЛ давал Нетаниягу и его правительству эту власть, но снова и снова, снова и снова Нетаниягу ничего не делал с рычагами влияния, предоставленными ему армией. Это непростительный провал в политической сфере и в сфере безопасности. А граждане Израиля расплачиваются за это.

ХАМАС необходимо ослаблять двумя способами — военным и гражданским. На военном уровне его следует безжалостно громить каждый раз, когда он поднимает голову, придерживаться политики нулевой терпимости, включая точечные ликвидации высокопоставленных командиров террористической организации. На гражданском уровне необходимо оказывать на него постоянное давление в сотрудничестве с местным населением.

Мы должны создать ситуацию, в которой жителям Газы есть что терять. Модель — Ливан. Основная причина, по которой Хезболла — гораздо более сильная террористическая организация, чем ХАМАС — опасается прямой конфронтации с нами, заключается в том, что во время Второй ливанской войны мы безжалостно атаковали инфраструктуру ливанского государства. Насралла знает, что если он вступит с нами в конфронтацию, порт Бейрута, аэропорт, местная промышленность и торговые центры превратятся в облака пыли и огня. Хезболла, как и ХАМАС, является не только террористической организацией, но и политическим движением. Она не хочет настраивать против себя всех жителей Ливана из-за разрушительного конфликта с Израилем.

Аналогичная модель должна осуществиться и в Газе. Мы должны проявлять решимость и бесстрашие, когда применяем силу против ХАМАС, но следует сделать гражданское население Газы одним из наших рычагов влияния.

У них должна быть причина остановить следующее столкновение. Общественность Газы не требует от ХАМАСа воздерживаться от войны с Израилем, потому что жизнь там — это ад на земле. Когда электричество подается всего восемь часов в день, и треть детей болеет из-за плохого качества воды, когда безработица среди молодежи превышает 50%, и невозможно даже включить вентилятор в разгар лета, смерть кажется гораздо менее страшной.

После операции «Защитная скала» в секторе Газа было тихо три с половиной года. И Израиль не использовал это время ни для одного позитивного действия.

Вместо того чтобы завозить в Газу чемоданы катарских денег, которые ХАМАС использует для строительства ракет и пусковых площадок, мы должны были инвестировать в строительство сектора Газа через международные организации. Даже из никудышного кабинета Нетаниягу звучали достойные предложения, такие как сооружение искусственного острова и порта на нем возле берегов сектора Газа, строительство промышленного парка на севере сектора, улучшение ситуации с занятостью и создание инфраструктуры. Необходимо использовать метод кнута и пряника и наряду с вышеперечисленным смело применять и кнут: уничтожить индустрию контрабанды и производства оружия ХАМАСа, ликвидировать инфраструктуру террора, задействовать постоянное давление арабских стран с целью принудить ХАМАС разоружиться.

Ничего из этого сделано не было. Правительство сидело и ждало, пока ХАМАС наберет силу и начнет следующий круг военного противостояния. Дело не в том, что политика Нетаниягу провалилась, просто у него не было политики.

Никто не хочет говорить о построении экономики в Газе, когда стреляют ракетами по нашим детям, но сейчас как раз подходящий момент, чтобы начать это делать. Роль правительства – выстраивать выгодную долгосрочную политику, даже если она не пользуется популярностью в краткосрочной перспективе.

Если мы хотим предотвратить следующий всплеск военных действий, Израилю нужно другое правительство, которое в конце текущего раунда противостояния мобилизует международное сообщество для восстановления Газы и использует процесс строительства для разоружения ХАМАСа. Это не произойдет за один день, это будет сложный процесс, но, по крайней мере, жители всего Израиля и жители сектора Газы будут знать, что они делают все, чтобы в следующий раз ракеты не полетели на их дома.

 

https://www.facebook.com/lapid.ru/posts/321462696039294