Михаил Валгон из Акко был доставлен в больницу РАМБАМ после обширного кровоизлияния в мозг. Врачам ничего не оставалось, кроме как констатировать у него смерть мозга. У Михаила остался сын и четверо внуков. Родные согласились пожертвовать его органы для трансплантации.
История трансплантологии знает лишь один подобный случай: ранее органы 92-летнего мужчины были пересажены пациентам в американском штате Техас.
Доктор Тамар Ашкенази, директор Национального центра трансплантологии, объясняет: «При трансплантации самым важным является функционирование органа. Это проверяется с помощью анализов крови, биопсии и визуальной проверки хирурга. Возраст при этом – важный, но не всегда ключевой параметр. Известно, что печень и почки можно брать у доноров достаточно преклонного возраста. В последние годы, с повышением осведомленности о важности здорового питания и физической активности, биологический возраст людей по факту бывает меньше их номинального возраста, поэтому мы увеличили возрастной ценз доноров всех органов и исходим, в первую очередь, из проверок функциональности каждого органа».
Тали, внучка Михаила, рассказывает: «Дедушка родился 14 апреля 1929 года и совсем немного не дожил до 92-летия. Для нас было важно пожертвовать его органы, чтобы он продолжал жить и оставался праведником даже после своей смерти. Он единственный, кто остался в живых, из всей семьи, отправленной в гетто во время Холокоста. У него было два старших брата и младшая сестра, родители и многочисленная родня. Его отец проделал дыру в заборе из колючей проволоки и вытолкнул его наружу. Благодаря этому дедушке удалось сбежать в лес, где его спрятала украинская семья. Так он смог пережить Холокост. После войны он жил в Украине, работал ветеринаром и там же познакомился с моей покойной бабушкой. Они поженились, а 30 лет назад репатриировались в Израиль. К сожалению, я не знала бабушку, она умерла 28 марта 27 лет назад. А в 2021 году, ровно в тот же день, 28 марта, мой дедушка упал и получил удар по голове, вызвавший все случившееся…
После смерти бабушки он какое-то время жил с нами, а последние 10 лет проживал один в Акко. Мы с мамой постоянно навещали его там, делали для него покупки и готовили еду. И я, и мама очень его любили. Для меня он всегда был праведником, ангелом, и теперь он останется таким, ведь его органы живут в других людях».
Доктор Ави Вайсман, заместитель директора больницы РАМБАМ, отмечает: «Речь идет о случае, когда спасение жизни разрушило возрастные границы, которые до сих пор были приняты в донорстве органов. Это стало для нас профессиональным вызовом, который потребовал полной самоотдачи от всей команды специалистов, куда входят трансплант-координаторы, хирурги и хирургические бригады. Они работают 24 часа в сутки, чтобы донорство непрерывно продолжало спасать жизни».
Трансплантацию печени провел в иерусалимской больнице «Адасса Эйн Керем» доктор Абед Халаила, директор отделения трансплантологии, вместе с доктором Ашрафом Имамом и доктором Одедом Арази, старшими хирургами отделения трансплантологии.
Доктор Абед Халаила: «Тот, кто долго ждет донорской печени, знает, что это такое – получить в подарок новую жизнь. Несмотря на то что это была печень от старейшего донора в стране, получившая ее 75-летняя пациентка постепенно восстанавливается, ее состояние удовлетворительное. Для нас выполнение трансплантации печени от пожилого человека, безусловно, является серьезной задачей, для этого требуется команда хирургов, имеющих опыт более сложных и деликатных операций, чем при обычных пересадках».
Почки Михаила были пересажены двум 74-летним мужчинам в больнице РАМБАМ. Оба пациента чувствуют себя хорошо и идут на поправку.
В Израиле существует карта донора «Ади», оформление которой означает однозначное согласие на пожертвование органов после смерти ее владельца
Оформить эту карту может каждый израильтянин, начиная с 17 лет.
Подписаться на нее можно и на русском языке в интернете по адресу: http://adi-card.org
Ответы на любые вопросы о донорстве органов, которые остались неосвещенными в статье, можно получить на странице «Ади» в Фейсбуке