Перед нами стоит большая задача – восстановить доверие граждан Израиля к правительству. Вернуть понимание основного его назначения: профессионального порядочного органа, работающего для граждан.
Правительство пользуется доверием, когда занимается только тем, что действительно имеет значение: укреплением систем образования и здравоохранения, обеспечением безопасности, ответственной экономической политикой, восстановлением веры в демократию и главенство закона, объединением разных секторов общества.
Есть пять пунктов, которые восстановят доверие общества к правительству. Вот они:
Первый — структура правительства: правительство не может пользоваться доверием, если очевидно, что оно создано лишь для блага тех, кто в нем заседает, а не для блага граждан. Если в нем 36 министров, если министр обороны одновременно является министром юстиции, а министр диаспоры также является министром связи, если министр водных ресурсов уходит в отставку, а министр образования ничего не понимает в образовании – такому правительству доверять не будут. В 2014 году мы приняли закон, ограничивающий численность правительства до 18 министров. Только реально необходимые для страны министерства. Минимум — без раздутых штатов. Уменьшение бюрократии и уважение к деньгам налогоплательщиков.
Второй пункт — ограничение сроков каденций: речь не только о коррупции, которая появляется при слишком долгом нахождении во власти, но и о системе интересов премьер-министра. Тот, кто старается вновь и вновь добиться избрания на этот пост, не может позволить себе принимать долгосрочные решения, бороться с политическим шантажом. Он не осмеливается, когда необходимо, предстать перед народом, чтобы сказать неприятные вещи. Он не может быть «премьер-министром всего народа, включая тех, кто за меня не голосует» (С), потому что скоро ему снова понадобятся те, кто голосует именно за него. Он не возглавляет существующую коалицию — он занят созданием следующей.
Третий пункт — открытость, честность, прямота: все правительства делают ошибки. Вопрос в том, как они к ним относятся. Пытаются ли они их скрыть или могут признать и быстро исправить. Правительство, скрывающее протоколы кабинета по корона-кризису на 30 лет, не может пользоваться общественным доверием. Это не интересы безопасности. Это медицинские, научные и социальные вопросы. Ничего из этого не должно быть тайной. Правительства и особенно премьер-министры должны делать еще одно — говорить правду. Не выдумывать данные, не искажать их. На этой неделе Израиль занял 62-е место в списке 98 стран по уровню деятельности для решения корона-кризиса. Это может быть неприятно, но таковы данные. Честные правительства не лгут о неудобных показателях, они работают над их изменением.
Четвертый пункт — уважение к профессиональным инстанциям и рабочим процессам: роль правительства заключается в определении политики и её осуществлении. Для этого ему нужны сильный и эффективный профессиональный штат, который даст инструменты для этого. Невозможно управлять израильской экономикой или такими огромными отраслями, как здравоохранение и образование, без хорошей, уверенной в себе команды, которая не опасается выражать свои взгляды. Речь идет не о «правлении чиновников», а о том, что политический эшелон не боится услышать другие мнения и следит за тем, чтобы его решения основывались на упорядоченных фактах и рабочих процессах, а не на капризах, прихотях и политических интересах.
Пятый пункт — устранение даже подозрений в коррупции: граждане должны знать, что их правительство не коррумпировано. Это не только моральный вопрос, но также экономическая и общественная необходимость. Тот, кто считает свое правительство коррумпированным, сам легко может позволить себе уклониться от налогов или дать взятку. Опубликованный на этой неделе индекс коррупции, который ставит Израиль ниже Чили и Катара, является не только оскорблением национальной гордости, но и наносит стране реальный большой ущерб. Чтобы очистить нашу правительственную систему, необходимо принять закон о «моральной дискредитации» преступника («калоне»), который не позволит людям, осужденным за уголовные преступления, вернуться на политическую арену. Следует запретить тому, против кого выдвинуты обвинительные заключения, занимать пост министра или главы правительства. Следует строго наказывать виновных в коррупции. Роль правительства — защищать независимость судов и главенство закона, а не нападать на них.
Это необходимые шаги. И они вполне достижимы. Такие правительства были здесь раньше. Они не были идеальными. Идеального правительства не существует. Они завоевали общественное доверие именно потому, что осознавали свои ограничения, допускали ошибки и действовали, чтобы исправить их. И в первую очередь они работали для людей. Это то, что собираемся делать мы.
Источник: https://www.facebook.com/lapid.ru/posts/2307841272673008