Игорь репатриировался в Израиль из Владивостока почти 20 лет назад. В России он работал в милиции, в уголовном розыске. Еще в родном городе он начал плохо себя чувствовать – его периодически преследовали сильные боли в районе печени, и он постоянно ощущал усталость, которую тогда списывал на переутомление на работе. А когда он обратился к врачу с жалобой на сильные боли, ему просто посоветовали соблюдать диету и отправили домой.
Приехав в Израиль, Игорь решил все же разобраться, что с ним происходит. Тут-то и выяснилось, что его печень практически умирает. Показатели печеночных проб превышали норму в десятки раз. Ему поставили диагноз гепатит и начали лечение. «Сначала я принимал стероиды, — рассказывает Игорь. — Печеночные пробы улучшились, но я резко начал толстеть, весил под 100 кг. Иногда я шел утром на работу и плакал – такая усталость была, как будто я всю ночь не спал, а разгружал вагоны. Были ужасная апатия и тревожность. И так длилось несколько лет. Было очень тяжело. От отчаяния я периодически уезжал к родным в Россию. Один раз прожил там 3 года. Но во Владивостоке никто не мог предложить мне лечение, говорили – пей кефир, ешь йогурт и все будет хорошо. И, конечно, мне стало еще хуже. Я вернулся в Израиль и в очередной раз проверился: выяснилось, что у меня резко подскочили онкомаркеры. Меня отправили в больницу, где поставили диагноз «халангит» – атрофия желчно-выводящих путей и аутоимунный гепатит».
Почти 10 лет после этого Игорь принимал огромное количество лекарств, которые его поддерживали и действительно помогали – он чувствовал себя неплохо, работал, почти перестал чувствовать усталость. Но примерно год назад Игорь отправился отдыхать с женой в Европу и там вдруг понял, что ему совсем не хочется есть, хотя вокруг множестве ресторанов и кафе со вкусной едой. «Это было очень странно, — говорит Игорь. — Мы прилетели домой, но аппетит не возвращался, и я начал резко худеть – за месяц потерял 16 кг. Выяснилось, что у меня начался цирроз и, кроме того, внутри живота начала скапливаться жидкость. Печень стремительно разрушалась, и ничего уже не помогало. Доктор сказал: «Я сделал все, что мог, теперь тебе поможет только пересадка печени».
Игоря поставили в очередь на трансплантацию, пообещав, что операция состоится в ближайшие месяцы, и отпустили домой – ждать звонка. Через месяц и правда раздался звонок – ему предложили срочно приехать в больницу. «Было страшно, я думал – вдруг это последний день в моей жизни? — рассказывает Игорь. — Но операцию отменили – сказали, что проверили донорскую печень, и она не подходит. В тот раз я даже обрадовался. Через пару недель опять звонок – приезжайте. И опять операция отменилась – печень отдали человеку, который находился в критическом состоянии, и ему она была нужнее. И только на третий раз, еще через пару дней, все-таки сделали операцию. В общей сложности я ждал печень примерно 1,5 месяца».
Операция длилась 7 часов и прошла успешно. «С тех пор миновало полгода, и сейчас я чувствую себя здоровым человеком, — говорит Игорь. — Я, конечно, принимаю лекарства, но намного меньше, чем раньше. Потрясающе, что я наконец могу заниматься спортом. Я даже внешне изменился — кожа посветлела, хотя много лет была темной, глаза перестали быть желтыми. Я очень благодарен врачам, они просто невероятные – они были так внимательны, доброжелательны и профессиональны! Нет таких слов, которые могут выразить мою огромную благодарность!»
В больнице Игорю ничего не рассказывали про донора, но потом ему неожиданно позвонила женщина, которая представилась вдовой человека, чью печень он получил. Она предложила встретиться, и Игорь согласился: «Они живут в Акко, а я в Петах-Тикве. Далековато, но мы приехали к ним. Нас встретила Эстер, ее дочери и сыновья, большая дружная семья. Они были очень гостеприимны и очень искренне радовались за меня – что у меня все получилось и я выздоровел. Мой донор был моим ровесником, и у него неожиданно остановилось сердце. Его не смогли спасти, но его органы получили кроме меня еще 2 человека. Я рад, что узнал его историю и его семью. Мне это было важно. Мы провели у них целый день и подружились, договорились встречаться еще».
Напоследок Игорь рассказал, что он думает о карточке добровольного донора АДИ.
«Русские» люди часто не хотят иметь карту АДИ исключительно из суеверных соображений. Кроме того, у них в мозгу много дурацких представлений: что их специально убьют, например, ради органов. Но мы же не в какой-нибудь дикой стране, здесь с вами ничего такого не случится. А если вы сами, не дай Бог, заболеете и попадете в ситуацию, когда вам понадобится пересадка органов (а такое с любым может случиться, поверьте!) – вы получите преимущество, если у вас есть карта АДИ. Поэтому всех своих друзей я пытаюсь уговорить сделать эту карту – ведь я на себе испытал, насколько это важно. Я жив сейчас только благодаря донору. И вы тоже можете спасти чью-то жизнь».
Оформить карту донора «Ади» может каждый израильтянин, начиная с 17 лет.
Подписаться на нее можно и на русском языке в интернете по адресу: http://adi-card.org
Ответы на любые вопросы о донорстве органов, которые остались неосвещенными в статье, можно получить на странице «Ади» в Фейсбуке
На фото: встреча Игоря с семьей донора