Больше полувека известная актриса прослужила в Московском театре сатиры, вела передачи на телевидении и снималась в кино практически до самого своего ухода. Однако если бы не вмешательство режиссёра Эльдара Рязанова, актёрская карьера Ольги Аросевой могла сложиться совершенно по-другому.
Конфликт с художественным руководителем
В 1950 году Ольга Аросева приехала из Ленинграда, где служила в Театре комедии, в Москву. В столице её приняли в Театр сатиры, и до поры до времени её театральная карьера была вполне успешной. Но в 1957 году Театр сатиры возглавил Валентин Плучек, и поначалу между худруком и Ольгой Аросевой не было никаких конфликтов.
Но, видимо, актриса была не совсем довольна творческим подходом и стилем руководства Валентина Плучека, потому что во время гастролей театра в Саратове именно она спровоцировала скандал. Ольга Аросева всегда с радостью присоединялась к шумным актёрским компаниям, могла просидеть за столом всю ночь, но при этом утром выходила на репетицию полностью готовая к работе без тени усталости или бурного времяпровождения на лице.
Однажды вечером в саратовской гостинице в номере актрисы собралась душевная компания: Евгений Весник, Анатолий Папанов с женой Надеждой Каратаевой и, собственно, сама Ольга Аросева. Супруга Папанова была озабочена тем, чтобы тот не принял спиртного больше нормы, а потому постоянно предлагала завершить застолье и разойтись по своим номерам.
Но Ольга Александровна, хотя и не была в сильном подпитии, вдруг разошлась и завела разговор о положении Евгения Весника в театре. Она почему-то стала говорить о том, что именно он мог бы стать худруком, а не довольствоваться только работой на сцене. Актриса говорила громко и весьма эмоционально. Всё бы ничего, если бы на возражения Весника она не произнесла фразу, сыгравшую роковую роль в её актёрской судьбе: «Что вы все смотрите этому Плучеку в рот?»
Возможно, дело могло закончиться тем самым ночным разговором и не иметь никаких последствий. Но, на беду актрисы, все слова её разлетались сквозь раскрытое окно по двору гостиницы, и их могли слышать все, чьи окна выходили во внутренний двор. К сожалению, окно номера Валентина Плучека располагалось прямо под окном Ольги Аросевой. Естественно, он прекрасно слышал не только слова, но и интонацию, с которой они были произнесены.
Уже утром следующего дня художественный руководитель Театра сатиры собрал труппу и пересказал происходившее в номере Аросевой накануне. В конце он добавил: уволить актрису он не может, но играть в театре она больше не будет. Евгений Весник сразу после случившегося написал заявление об уходе, а Ольга Аросева оказалась в простое. В новые спектакли её не вводили, а с большинства старых сняли. Она пыталась устроиться в другие театры, но её никто не хотел брать.
В театральной среде актриса имела репутацию человека со сложным характером. Она всегда отстаивала свою точку зрения, даже когда бывала не совсем права. Некоторые коллеги Ольгу Аросеву даже побаивались, уж больно остра она была на язык. В кино актриса в то время уже снималась, но исключительно в эпизодах.
Подарок судьбы
Временами актриса отчаивалась, считая, что ничего не сможет добиться ни в жизни, ни в профессии. Но тут судьба преподнесла ей поистине царский подарок в лице Эльдара Рязанова. Он к тому времени уже успел выпустить на экраны «Карнавальную ночь», «Девушку без адреса» «Гусарскую балладу», и съёмки у Рязанова могли считаться удачей для любого актёра.
Эльдар Александрович пригласил Ольгу Аросеву на пробы в фильм «Берегись автомобиля», который стал счастливым билетом для актрисы. Режиссёр сразу же поставил Аросевой условие: она будет сниматься у него только в том случае, если научится водить троллейбус. И актриса отправилась на курсы, получила водительские права и на самом деле могла водить общественный транспорт. Правда, она очень волновалась, когда в сцене, где Юрий Деточкин бросается к троллейбусу с возлюбленной за рулём, в салон вошли самые настоящие пассажиры. Тем не менее она справилась с задачей, хотя сцену и переснимали много раз.
После выхода картины на экраны Ольга Аросева проснулась знаменитой. Позже её пригласили в «Кабачок «13 стульев», и популярность актрисы многократно возросла. Валентин Плучек по-прежнему не давал ей значимых ролей в театре, но даже когда Ольга Аросева появлялась в небольшой сцене в спектакле, её встречали, как примадонну.
Многолетняя опала актрисы в театре закончилась благодаря Анатолию Папанову, который пришёл к худруку и попросил простить Ольгу Александровну. Впрочем, Валентин Плучек не был злопамятным человеком, и когда Папанов предложил снять опалу и дать актрисе главную роль в новой постановке, режиссёр не возражал.
Источник: kulturologia.ru