В конце 1970-х гг. его имя гремело на всю страну, ведь он создал одного из самых самых узнаваемых и любимых в народе киногероев – обаятельного Кешу Четвергова в фильме «Усатый нянь». Многие запомнили его также по фильмам «Молодая жена», «Тайна Снежной Королевы» и «Гений». Правда, роль, ставшая его визитной карточкой, сыграла с ним злую шутку.
Поэтому на пике популярности Сергей Проханов принял решение оставить актерскую профессию ради другого дела, которое до сих пор считает главным в своей жизни…
В детстве Сергей Проханов мечтал о музыкальной карьере, но после неудачи на первом же вокальном конкурсе он отказался от этой мечты. К тому же в это время его увлекли занятия в театральной студии, и он решил связать свое будущее с актерской профессией. С первой же попытки ему удалось поступить в Щукинское училище, а после его окончания он был принят в труппу Театра им. Моссовета. Еще во время учебы Проханов начал сниматься в кино и вести развлекательные программы на телевидении. С первых же ролей у него сформировалось амплуа «своего парня», обаятельного, веселого, активного и неунывающего. Его звали играть или пионервожатых в детских фильмах, или молодых рабочих в производственных драмах. К 25 годам он успел сыграть более 10 подобных ролей.
Всесоюзная слава пришла к нему после главной роли в фильме «Усатый нянь», где он сыграл безалаберного хулигана, которого отправили на работу в детский сад с целью перевоспитания. Режиссер Владимир Грамматиков долгое время не мог отыскать актера, у которого получилось бы найти контакт с двадцатью детьми, ведь с ними ему предстояло общаться и в кадре, и за кадром на протяжении всего съемочного процесса. К тому же актер должен был уметь играть на гитаре и петь. И вдруг оказалось, что обаятельных, поющих, талантливых претендентов достаточно много, но никто из них не мог справиться с детьми.
И тут на пробы пришел 25-летний Сергей Проханов. Режиссеру он сначала показался чересчур самонадеянным, ведь с порога заявил: «Я знаю, вы ищете героя. Можете больше не искать. Это я!» Как оказалось, для этой уверенности в себе были все основания. Его отправили в комнату к малышам и оставили на несколько минут. И ему удалось то, с чем не смогли справиться все остальные претенденты. Через 10 минут в комнате воцарилась тишина, а когда режиссер туда заглянул, он увидел Проханова, который извивался на полу, изображая молчаливую рыбу, а все дети повторяли за ним его действия. С первых же минут дети увлеклись игрой с ним и прониклись к нему симпатией. На съемках происходило то же самое: кадры с малышами выглядели так достоверно, потому что они вели себя, как в обычной жизни, воспринимая все происходящее как веселую игру.
Дети так поверили Сергею Проханову и так к нему привязались, что когда в финале фильма его героя Кешу по сценарию забирали в армию, некоторые из них совершенно искренне расплакались, прощаясь со своим любимцем. Интересно то, что тогда актер действительно получил повестку и должен был оправиться на службу. Доснять фильм к этому моменту не успевали, и съемки нужно было отложить. В последний момент судьбу фильма и его главного героя решил маршал Василевский – дед жены Проханова. Благодаря его вмешательству актера не забрали в армию, и работу над фильмом удалось завершить.
После этой роли на молодого актера обрушилась невероятная популярность. Плакаты с его портретом были расклеены по всей Москве, у кинотеатров перед показом «Усатого няня» выстраивались километровые очереди, в городах СССР, куда Проханов приезжал на творческие встречи, собирались полные стадионы. Однако у этой медали была и обратная сторона. Позже Сергей Проханов признавался: «Усатый нянь» сколько мне дал, столько, наверное, и забрал. То есть уж слишком приклеилось – Кеша, усатый нянь. Лейбл такой, который не очень давал мне развиваться… Много хороших ролей ушло к другим актерам, а мне на всю оставшуюся жизнь досталось амплуа разбитных «Вась» в пролетарских кепках… Поэтому в театре мне удалось больше сделать».
После этого фильма режиссеры действительно засыпали его новыми предложениями, но все они были однотипными. Сергей Проханов, несмотря на десятки киноработ, рисковал навсегда остаться актером одной роли. И он давал согласие на съемки в тех случаях, когда видел в своих героях что-то новое, не похожее на Кешу Четвергова. Спустя год ему посчастливилось получить такую роль, которая стала еще одной его творческой вершиной и вывела за рамки амплуа «славного парня».
Хотя в фильме «Молодая жена» Сергею Проханову досталась роль второго плана – бывшего жениха главной героини, его персонаж получился ярким и запоминающимся. И хотя это был отрицательный герой, предатель и подлец, актер радовался возможности воплотить на экранах образ, кардинально отличающийся от Кеши. Правда, съемки в этом фильме оставили у актера не только приятные воспоминания. По сюжету, героиня Анны Каменковой должна была влепить своему бывшему жениху пощечину, и эта сцена все никак не казалась режиссеру правдоподобной. Он попросил актрису ударить партнера по-настоящему, наотмашь. Чем она и занималась 5 дублей подряд. Рука у нее оказалась тяжелой, и Проханов после этого оглох на одно ухо на 3 дня! Тем не менее позже он называл роль в фильме «Молодая жена» одной из самых любимых своих киноработ.
В 1980-х гг. он продолжал сниматься, но это были вновь роли механизатора, шофера, студента-безбилетника, монтера путей и т. п. Самой яркой стала его последняя киноработа – спекулянта Костика в фильме «Гений». Сергей Проханов настолько убедительно перевоплотился в мошенника, что после выхода фильма на экраны «криминальные элементы» принимали его на улицах за своего. Актер рассказывал: «Я там такого неприятного типа должен был сыграть, а это не очень подходит под мой характер. Да к тому же мне надо было «предать» Абдулова, который в жизни мне – хороший друг. Я сказал режиссеру: «Давайте меня как-нибудь накажем, а то зрители не простят мне предательства их кумира»… Но, несмотря на мою неприязнь к роли, я даже на какое-то время стал любимцем бандитов. Однажды на светофоре криминальные типы вытащили меня из машины и поволокли к себе – им хотелось выпить водки с Костиком. Я еле от них отбился!».
Однако в начале 1990-х гг. кино снимать перестали, к тому же интересных новых ролей Проханову давно не предлагали, и он все так же для большинства зрителей оставался «усатым нянем». Тогда он решил навсегда попрощаться с кинематографом. С тех пор началась его вторая жизнь, полностью посвященная театру. Если раньше режиссеры руководили им на съемочной площадке, то теперь он сам руководил всем творческим процессом.
В начале 1990-х гг. Сергей Проханов создал при театре творческий кооператив «Маскарад», а затем стал директором и художественным руководителем созданного им «Тетра Луны». Ежегодно в нем готовили новые спектакли, пьесы для которых писал и перерабатывал сам Проханов. Кроме того, он открыл при театре студию для детей «Маленькая Луна», а в конце 1990-х гг. занялся педагогической деятельностью, став руководителем курса в Российской академии театрального искусства.
Источник: kulturologia.ru