«Сердцу не прикажешь» — говорим мы, когда влюбляемся в кого-нибудь. Сердце для нас обычно — синоним жизни и любви. Однако бывают ситуации, когда выражение «сердцу не прикажешь» имеет совсем другой, печальный смысл.
Маленький Рома появился на свет с врожденным пороком сердца. С самого рождения его жизнь висела на волоске. Когда малышу исполнилось 4 года, он перенес первую операцию на сердце, которая, к счастью, прошла успешно. Угроза жизни отступила на несколько лет, мальчик вырос и благополучно закончил школу. Однако после 18 он вновь почувствовал себя плохо. Ситуация быстро ухудшалась, лечение не помогало, сердце отказывалось работать, как нужно. А когда Роману исполнилось 28, врачи сообщили, что у него есть только один шанс выжить – пересадка сердца.
Из Луганска, где он родился и вырос, Роман Шкневский прилетел в Израиль. Его состояние было критическим, и в тот момент он почти потерял надежду. Его мучали отеки, было очень тяжело двигаться, он постоянно находился под капельницами. Установленный в первые же дни в Израиле кардиостимулятор практически не помогал. Романа сразу поставили в очередь на трансплантацию, однако доживет ли он до нее? На этот вопрос не могли ответить даже опытные доктора.
Полтора месяца Роман провел в больнице, прежде чем в один прекрасный вечер врачи сообщили ему, что донорское сердце найдено и ему предстоит срочная операция.
— Что вы почувствовали, когда узнали, что сердце найдено?
— Конечно, я очень обрадовался – у меня появился второй шанс на жизнь. Хотя после операции поначалу было очень тяжело. Но буквально через пару месяцев я уже ходил и даже бегал, а ведь до операции пройти расстояние в 200-300 метров было для меня непосильной задачей. Жизнь практически началась заново.
Сейчас мне 34 года, я живу в Сдероте, работаю поваром, стараюсь заниматься спортом, веду обычную жизнь, хоть и нахожусь под постоянным наблюдением врачей.
— Вы знаете, чье сердце вам пересадили?
— Нет, не знаю. Мне предлагали встретиться и поговорить с родственниками этого человека, но тогда мне показалось, что для них это будет слишком тяжело – ведь они потеряли близкого.
Беседовал Алексей С. Железнов-Авни
В Израиле существует также карта добровольного донорства «Ади», оформив которую человек однозначно выражает свое желание стать донором органов после смерти. В большинстве случаев родные покойных выполняют их волю, когда к ним обращаются за согласием на пожертвование органов.
Оформить карту донора «Ади» может каждый израильтянин, начиная с 17 лет. Подписаться на нее можно и на русском языке в интернете по адресу: http://adi-card.org
Ответы на любые вопросы о донорстве органов, которые остались неосвещенными в статье, можно получить на странице «Ади» в Фейсбуке.