Все о тяжелой судьбе актрисы Любови Полищук

Любовь Полищук — одна из самых ярких советских актрис, сыгравшая огромное количество запоминающихся ролей. Актриса известна поклонникам благодаря культовым фильмам «Тот самый Мюнхгаузен», «Только в мюзик-холле», «Дикий ветер». Ее эффектная внешность привлекала восхищенные взгляды, но популярность пришла к актрисе только в 27 лет, когда она снялась в образе роковой танцовщицы в картине Марка Захарова «12 стульев».

Однако даже после выхода фильма на экраны сама актриса никогда не считала себя красавицей, не умела кокетничать и стеснялась мужского внимания. Ее любили зрители, уважали режиссеры и коллеги, а потому безвременная кончина звезды стала огромной утратой для всех. «Любонька была человеком удивительного озорства. Хохотушка и выдумщица, — вспоминает о Полищук актер и коллега Александр Панкратов-Черный. — С ней всегда было весело».

Росла Люба Полищук в омском бараке, в семье рабочих. В детстве интересовалась музыкой гораздо серьезнее, чем актерским мастерством, а еще хотела быть очень красивой. Но все казалось ей не таким: как будто бы она и слишком худая, и конечности у нее косолапые и лицо особенное, не советское. В одном из интервью Полищук рассказывала, как хотела выровнять якобы кривые ноги: перевязывала их скакалкой близко друг к другу и подолгу так стояла.

1

В домашние обязанности будущей звезды входило много тяжелой работы. Из воспоминаний самой Полищук:

«Мама с папой на работе (отец — строитель-маляр, мать — швея), сестра Валя на три года младше меня, брат Толя — на 10 лет. Вот все хлопоты и легли на мои плечи. И картошечку поджарить, чтоб родителей с работы встретить и накормить, и воду принести, и квартиру прибрать. Да еще таскание угля, растапливание печки, пилка дров. Кто бы знал, что такое пилить дрова с папой! «Тяни!», — кричит он мне. — Тяни, черт возьми!» — «Я тяну-у-у!» — и тянула из последних сил, задыхаясь. Как же проклинала я эту работу, как дико после нее болела спина!»

«Артисткой» ее прозвали еще в дошкольном возрасте. Маленькая Люба вечно пела, танцевала, разыгрывала сама с собой какие-то сценки. Она была веселой, жизнерадостной и очень непоседливой девочкой. Родители Любы, конечно же, восторгались талантами дочери, но совершенно не разделяли ее стремления стать актрисой. Если отца в конце концов удалось уговорить, то мать ни за что не соглашалась отпустить дочь из дома. Ее можно понять — шестнадцатилетняя девушка, в сущности еще ребенок, собралась уехать из родительского дома в Москву и учиться там на актрису. В столице у Полищуков не было ни родственников, ни знакомых, и матери не хотелось отпускать дочь в никуда. Но Люба настаивала, умоляла, уговаривала и — победила. Родители разрешили ей уехать на учебу в Москву.

Обрадованная Люба переделала ненужную уже школьную форму в кокетливое платьице (семья жила небогато, и денег на наряды у девушки не было) и, полная надежд на светлое будущее, приехала в Москву. Однако сначала ей пришлось провести три ночи на одном из столичных вокзалов. Спала будущая актриса прямо на лавках зала ожидания, питалась в ближайших закусочных. Но и после этих скитаний удача не улыбнулась ей: оказалось, что на вступительные экзамены в ГИТИС Люба опоздала. Люба хорошо понимала, что во второй раз ее в Москву никто не отпустит и поэтому не торопилась уезжать обратно в Омск. К тому же судьба подкинула ей шанс — можно было попробовать поступить во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства. Талантливую абитуриентку приняли в училище и дали ей комнату в общежитии.

2

Во время учебы Любовь Полищук познакомилась со студентом ВТМЭИ Валерием Макаровым и полюбила его. Вскоре они поженились. В 1967 году молодые супруги закончили обучение и вместе отправились в Омск, на родину Любы. Там они сразу же были приняты в местную филармонию, на сцене которой и выступали. «Профиль» их был широк — они разыгрывали сценки и интермедии, выступали с песнями, танцевали. Валерий считал, что жизнь удалась, но Любовь жаждала большего. На сцене Омской филармонии ей было тесно. Она хотела сниматься в кино, играть на сцене одного из столичных театров, хотела славы. В 1972 году у супругов родился сын Алексей. Валерий надеялся, что материнские заботы отвлекут Любовь от ее честолюбивых планов, но ошибался. Полищук осталась верна своей мечте.

Пара рассталась, как рассказывал один из лучших друзей актрисы Александр Панкратов-Черный, сразу после рождения сына. Валерий много пил, а также бил, унижал и оскорблял артистку. И Полищук приняла решение переехать. Уходила она от мужа-алкоголика в никуда: уехала из Омска в Москву за ролями, а сына оставила с мамой. Позже она забрала ребенка к себе, но, понимая, что времени из-за работы на него совсем нет, отдала мальчика в интернат. Позже в интервью звезда неоднократно говорила, что никогда не сможет простить себе этого.

3

«В гостиничном номере — бесконечные кашки-малашки, тертые овощи, пеленки, — вспоминала Любовь Григорьевна. — А потом нужно было легко и красиво выпорхнуть на сцену. Ну откуда здесь взяться беззаботности, когда ты своему ребенку и отец, и мать?!»

Тем временем стройная длинноногая красавица покорила сердца самых респектабельных мужчин Москвы. За спиной ее называли «советской Марлен Дитрих», восхищались вдруг вспыхнувшим талантом новой звезды театральных подмостков. Шутили, что именно Любовь Полищук закрыла «вакансию» самой красивой девушки столицы. Но она не стремилась вновь искать любовь. Главной своей целью, которая поможет и ей, и ее сыну зажить счастливо, актриса определила покупку квартиры в Москве. Она бралась за всякую работу, которую предлагали. Постоянно гастролировала, играла, выкладываясь на сцене без остатка… и очень огорчалась тому, что ее так мало звали в кино.

По копейкам, со всех проектов, где она участвовала, Полищук все-таки набрала на вожделенную недвижимость, но из обстановки там был только матрас и ящик из-под фруктов в роли стола. Потому актриса никогда не забывала, как приходилось жить впроголодь, как нужно было браться за любую работу. До конца жизни Любовь Григорьевна будет подавать нищим и давать в долг, а потом прощать его. При этом многие считали ее человеком очень обеспеченным и долгов попросту не отдавали.

Согласно общепринятому мнению, Любовь Полищук дебютировала в кино в 1977 году, станцевав с Андреем Мироновым знаменитое «Танго страсти» в телевизионной версии «12 стульев» Ильфа и Петрова, поставленной Марком Захаровым. Однако это не совсем так. На самом деле первым фильмом Полищук стала картина Григория Александрова «Скворец и лира». Любовь появилась там в маленьком эпизоде, и ее имя даже не было заявлено в титрах. Да и сама картина, снятая в 1974 году, в прокат не вышла. Так что впервые зрители увидели Любовь Полищук на экране вечером 12 января 1977 года, когда по центральному телевидению шла премьера «Двенадцати стульев». Увидели, запомнили и полюбили. Никто из непосвященных и подумать не мог, что неподражаемое роковое танго удалось снять лишь после сорока (!) дублей. Не каждый актер мог бы выдержать подобное. Именно роль в этой кинокартине, помимо бешеной популярности, принесла Полищук редкую и очень страшную болезнь — рак позвоночника.

4

«Началось все с того, что, когда Андрей Миронов бросил меня на пол, который оказался бетонным, и матрац положить просто забыли — я потеряла сознание. Сложности были невероятные. Я была вся в синяках, вся поцарапанная», — рассказала однажды актриса.

Хотя эту информацию категорически опровергал Марк Захаров. «История про забытый матрас и грохнувшуюся о голый пол актрису всего лишь театральная байка, — рассказывал журналистам режиссер. — Я видел момент этого трюкового падения прекрасно, поскольку находился совсем близко, и ничего подобного не было… А потом Люба попала в жуткую автокатастрофу, после которой у нее действительно начались проблемы со спиной».

Между двумя официальными браками у Полищук был продолжительный роман с цыганским певцом Владимиром Климашенко. Уже позже мужчина признался, что искренне полюбил Полищук, как только ее увидел. Чтобы быть ближе к ней, он перешел работать в мюзик-холл, где Любовь долгое время играла ведущие роли, и был счастлив, когда они стали жить как нормальная семья. Владимир заявил — именно он забрал сына актрисы из интерната и устроил в обычную дневную школу. Но спустя девять лет после встречи Климашенко и Полищук расстались, так и не узаконив свои отношения. Владимир признался, что сам ушел от актрисы, потому что она не хотела родить ему ребенка.

«Я хотел, чтобы она родила. Но Люба говорила, что пока не время, нужно встать на ноги. И вот это все тянулось, предложения сниматься все приходили. Она работала на износ. Я просто взял и ушел. Но потом очень сожалел о своем решении», — заявил Владимир.

5

Скоро новая любовь постучалась в двери Любови Григорьевны. Это был художник-анималист, уроженец знаменитой семьи Сергей Цигаль. Он влюбился в актрису с первого взгляда на одном из спектаклей и сразу заявил приятелям: «Это моя!» Он еще долго просил всех знакомых из артистической тусовки представить его Полищук, пока Марк Розовский, режиссер театра «У Никитских Ворот», не согласился. Ко дню знакомства Цигаль готовился специально. Понимая, что Люба — девушка высокая, одолжил у друга туфли на каблуках (которые жестоко жали), занял денег, попросил у отца щегольской кожаный пиджак. Явился весь пунцовый, в разом укоротившихся от каблуков брюках, шел в тесных туфлях бочком и жутко волновался. Полищук такого ухажера, конечно, не оценила.

Только позже, когда их приятельство вылилось в душевные прогулки и посиделки с разговорами о сокровенном, Люба оценила Сергея. Они поняли, что созданы друг для друга. Родителям Сергея Любовь понравилась. Можно сказать, что они приняли ее как родную дочь. А Сергей, в свою очередь, сразу же нашел общий язык с сыном Любови Алешей. Предложение Полищук Цигалю сделала сама. Поняв, что беременна, без обиняков заявила: «Женись на мне, а то я одна двоих детей не потяну». Тот был перепуган и поначалу сбежал к родителям, но на следующий же день одумался, стоял перед любимой на коленях, и планировал свадьбу с гвоздиками в руках.

Сергей Цигаль по матери приходится внуком известной писательнице Мариэтте Шагинян. В честь знаменитой прабабушки получила имя дочь Сергея и Любови, родившаяся спустя год после их знакомства. После появления на свет внучки родители Любови приехали в Москву знакомиться и остались довольны новым зятем, покорившим их своей обходительностью и отсутствием вредных привычек. Короче говоря — все сложилось как нельзя лучше, все родственники были довольны союзом Любови и Сергея, а сами они были просто счастливы, несмотря на то что совершенно не походили друг на друга. Если Любовь происходила из обычной рабочей семьи, то семейство Цигаль было весьма респектабельным и утонченным.

6

Сергей окружил Любовь заботой, взял на себя все бытовые проблемы, с удовольствием стал жить жизнью жены, терпеливо ожидая ее с гастролей. И не обижался, когда его называли просто «мужем Полищук». А актриса, в свою очередь, признавалась, что только с ним у нее появилась настоящая семья и дом и она стала по-настоящему счастливой. Но все изменил страшный диагноз Полищук, который разрушил их жизнь. В 2005 году актриса наконец обратилась к медикам из-за сильных болей в спине. У нее диагностировали саркому позвоночника.

Даже зная о своем диагнозе, она продолжала сниматься. Последней для артистки стала роль мамы Виктории Прутковской в сериале «Моя прекрасная няня». Перед уходом она уже не могла обходиться без обезболивающих препаратов. Любови Григорьевны Полищук не стало на 58-м году жизни. Вдовец Сергей Цигаль превратился в затворника, так до сих пор и не смирившись со смертью любимой женщины.

7

Источник: WMJ.ru