«Евгений Онегин» – классика русской оперы в Израиле

Классический сюжет, опера, которая второе столетие не сходит со сцен оперных театров во всем мире. Опера «Евгений Онегин» была одним из любимых произведений своего автора, Петра Ильича Чайковского. Самый известный шедевр русского оперного репертуара возвращается на сцену Израильской Оперы в интерпретации французского режиссера Жан-Клода Оврэ, американо-израильского дирижера Нимрода Дэвида Пфеффера и известнейшего израильского театрального художника Александра Лисянского.
Onegin7 by Yossi Zwecker
Основные партии исполняют ведущие солистки Израильской Оперы Ира Бертман и Алла Василевицкая, а также баритон из Сербии Давид Бижич, известный российский тенор Алексей Долгов и меццо-сопрано Айгуль Ахметшина. Напомним, что «Евгений Онегин» показывался на сцене Израильской Оперы в 2008 году, а до этого в 2003-м — в постановке той же команды: Жана-Клода Оврэ, Александра Лиснянского и Кьяры Донато, одевшей всех героев в элегантном стиле XIX века.
Хорошо известна история создания этой оперы. В мае 1877 года Чайковский писал брату: «На прошлой неделе я был как-то у Лавровской (Елизавета Лавровская — известная певица того времени. — М. Х.). Разговор зашел о сюжетах для оперы. Лизавета Андреевна молчала и добродушно улыбалась, как вдруг сказала: «А что бы взять «Евгения Онегина»? Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал. Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об «Онегине», задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к обеду решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, перечел с восторгом и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина. Ты не поверишь, как я рад избавиться от эфиопских принцесс, фараонов, отравлений, всякого рода ходульности. Какая бездна поэзии в «Онегине». Я не заблуждаюсь: я знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере. Но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменят с лихвой эти недостатки».

Onegin3 by Yossi Zwecker

В русском оперном искусстве немного найдется произведений лучше, интересней и значительней «Евгения Онегина», где великая музыка Чайковского сочетается с поэтическим строем и образностью поэзии Пушкина. Опера проникнута тем благородством чувств, которого так катастрофически не хватает в современном мире.
В одном из писем своему брату Модесту Чайковский пишет: «Пусть моя опера будет несценична, пусть в ней мало действия, но я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку потому, что меня к этому тянет». В отличие от героинь большинства западных опер XIX века, которые гибли в финале, Татьяна остается в живых, чтобы терзаться страданиями, подобно своим сверстницам из русской литературы той поры.

С момента своего появления на театральной сцене опера «Евгений Онегин» была горячо встречена публикой. Новаторство, часто принимаемое в штыки консервативной аудиторией, на этот раз, напротив, стало одним из элементов, очаровавших зрителя, полностью разделившего любовь автора к его новорожденному произведению. «Если была когда-нибудь написана музыка с искренним увлечением, с любовью к сюжету и действующим лицам оного, то это музыка к «Онегину». Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал ее. И если на слушателе будет отзываться хотя бы малейшая доля того, что я испытывал, сочиняя эту оперу, то я буду очень доволен и большего мне не нужно», — писал Чайковский.
Onegin5 by Yossi Zwecker

Опера, которую сам Чайковский назвал «лирическими сценами», впервые была поставлена в марте 1879 года на сцене Малого театра в Москве силами учащихся Московской консерватории и под управлением ее основателя и директора Николая Рубинштейна. Менее чем через два года, в январе 1881-го, постановку осуществил и Большой театр в Москве. Второй постановкой «Евгения Онегина» на сцене Большого дирижировал Сергей Рахманинов.

Вслед за российскими и зарубежные театры включили выдающееся произведение в своей репертуар. В 1888 году Чайковский был приглашен в Прагу, где сам дирижировал первой зарубежной постановкой «Евгения Онегина». В 1892 году опера была поставлена в Гамбурге под руководством Густава Малера. Чайковский слышал это исполнение и очень высоко оценил дирижерское искусство тогда еще малоизвестного австрийского музыканта. Позднее, в 1897 году, Малер поставил «Онегина» и в Венской опере.

И это лишь часть имен прославленных музыкантов и знаменитых оперных театров, которые связаны с оперой «Евгений Онегин». Сегодня нет, пожалуй, ни одного крупного театра в мире, где бы ни разу не ставился «Евгений Онегин».
Постановщик из Франции Жан-Клод Оврэ, как уже было сказано, дважды представлял своего «Онегина» на сцене Израильской Оперы – в 2003 и 2008 годах. Роскошные балы, народные песни и танцы – все это становится фоном, подчеркивающим одиночество и смятение героев. Его персонажи — живые люди, любящие, страдающие, но не теряющие при этом силы духа. Основная идея Оврэ — это сила любви, противостоящая фатуму. И хотя судьба оказывается в итоге сильнее, на протяжении всего спектакля подчеркивается именно сила любви.
Жан-Клод Оврэ ставит оперы уже почти полвека. Он сотрудничает со многими ведущими оперными театрами мира. С Израильской Оперой он начал работать с 1996 года, поставив тогда «Вертера». Из относительно недавних постановок можно напомнить его «Макбета» 2016 года. Нынешний «Онегин» – уже девятый его спектакль в Израильской Опере.

За дирижерским пультом в «Онегине» предстанет американо-израильский дирижер Нимрод Дэвид Пфеффер, работающий в Метрополитен-Опера в Нью-Йорке. Нимрод Дэвид Пфеффер дебютировал с Симфоническим оркестром Метрополитен-Опера в 2014-м году: на гала-концерте программы поддержки молодых артистов Мет Lindemann Young Artist Development Program он сменил за дирижерским пультом Джеймса Ливайна. Он также активно выступает как пианист. Среди важнейших событий его фортепианной карьеры – сольный концерт в Московском Кремле, передававшийся в прямом эфире (2007 г.); исполнение музыки Шопена в «Даме с камелиями» в постановке Американского театра балета на сцене Метрополитен-опера (2010 г.); дебют в Карнеги-холле в Нью-Йорке на сцене зала Вейла (2008 г.), а также дебют в качестве солиста с Израильским Филармоническим оркестром (2008 г.).
Нимрод Дэвид Пфеффер также обучался дирижированию в Джульярдской школе музыки у Алана Гильберта. Среди его учителей – Пнина Зальцман, Виктор Розенбаум, Карл Шахтер и Ричард Гуд. Именно Нимрод Дэвид Пфеффер дирижировал  два года назад – в феврале  2018-го в Израильской Опере новой постановкой «Дон Жуана» Каспера Холтена. Это был его дебют в Израильской Опере.

Onegin2 by Yossi Zwecker

В роли Евгения Онегина на сцену Израильской Оперы выйдут украинский баритон Андрей Бондаренко и баритон из Сербии Давид Бижич, которые регулярно выступают в этой роли в нью-йоркской «Метрополитен-опера». Ведущие израильские сопрано Ира Бертман и Алла Василевицкая исполнят роль Татьяны, а российские тенора Алексей Долгов и Евгений Либерман предстанут в партии Ленского. Роль Ольги исполнит восходящая, но уже очень востребованная звезда мировой оперной сцены, российская меццо-сопрано Айгуль Ахметшина, которая недавно сыграла у нас роль Розины в «Севильском цирюльнике», а также израильская певица Шай Блох. В образе князя Гремина на сцену поочередно выйдут два баса — Владимир Браун и Андрей Валентий. Среди других солистов: Эдна Прочник, Лариса Тетуева, Эйтан Дрори, Ноах Бригер, Яир Полищук и Пнини-Леон Грубнер.

Спектакли «Евгений Онегин» пройдут при участии оркестра Израильской оперы — Симфонического оркестра Ришон ле-Циона и хора Израильской оперы под руководством Асафа Бенрафа.

Даты представлений:
20.03, пятница, 13:00
22.03, воскресенье, 20:00 (премьера)
23.03, понедельник, 20:00
25.03, среда, 20:00
26.03, четверг, 20:00
27.03, пятница, 13:00
28.03, суббота, 21:00
29.03, воскресенье, 20:00 — дополнительный спектакль
31.03, вторник, 20:00
01.04, среда, 18:00

Билеты в кассе Израильской оперы 03-6927777 или в кассе «Браво»: http://bit.ly/2I6HSB1
За час до начала каждого спектакля — вступительная лекция (без дополнительной оплаты)

Оперный театр имени Шломо Лахата (Чича) – Тель-Авив, бульвар Шауль ха-Мелех, 19.

Текст подготовила Маша Хинич. Фото: Йоси Цвекер. Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting