В её жизни всё было парадоксально: она начала заниматься балетом очень поздно, уже в 13 лет, и была зачислена в Вагановское училище. Наталия Макарова была ведущей балериной Кировского театра и исполнительницей главных ролей в самых популярных спектаклях, а уже в 1969 году стала Заслуженной артисткой РСФСР.
Что могло заставить успешную балерину остаться в Великобритании спустя всего год, и как сложилась её дальнейшая жизнь?
Рождение балерины
Она появилась на свет в 1940 году и до пяти лет росла у бабушки, фактически в лесу. Сейчас это трудно себе представить, но будущая балерина с удовольствием занималась сельским хозяйством: вязала снопы, ухаживала за скотиной, косила сено и собирала грибы с ягодами. И после переезда в Ленинград каждое лето приезжала в то самое село, где снова окуналась в атмосферу беззаботного счастья и свободы.
Наташа всегда хорошо училась и, при желании, после окончания школы могла бы поступить в любой институт. Мама надеялась, что дочь станет врачом или инженером, однако девочке была уготована совсем другая судьба. Наташа, как многие советские дети, после школы торопилась во Дворец пионеров, выбрав для себя хореографическую студию.
Ей было уже 13 лет, когда Наташа случайно увидела объявление о наборе экспериментального класса в Вагановское училище, и тут же поднялась по лестнице, зашла в кабинет. А после того, как её посмотрели, от волнения сказала ошибочный номер телефона. Но её всё равно нашли спустя три месяца.
Мама Наташи была категорически против того, чтобы дочь стала балериной, однако директор училища нашёл нужные слова и даже сказал: «Из неё выйдет что-то такое, чем вы будете гордиться». Уже во время обучения Наталия Макарова проявила свой талант, а сразу после окончания училища её зачислили в труппу Кировского театра, где она стала ведущей солисткой.
Она играла Жизель и Джульетту, Царицу бала в «Медном всаднике» и Нину в «Маскараде», принцесс Флорину и Аврору в «Спящей красавице», а также Одетту и Одиллию в «Лебедином озере». Но ей всегда не хватало ролей. Она хотела танцевать лучше и больше, иметь возможность брать уроки у лучших балетмейстеров мира. У неё был очень широк творческий диапазон, но роли и постановки значительно сужали рамки её возможностей. Не добавляли оптимизма и веры в будущее постоянные театральные интриги, неизменно появляющиеся в любой труппе.
Но она никогда не задумывалась об эмиграции, просто знала, что способна на большее. И во время гастролей театра в Лондоне приняла трудное, но почти мгновенное решение остаться на Западе.
Сложный путь
Она верила в то, что всё делает правильно, хотя и страшилась поначалу жизни в незнакомой стране. После того, как Наталия Макарова попросила политического убежища в Великобритании, ей пришлось какое-то время скрываться от КГБ, а после её ждал театра Ковент-Гарден, о котором она мечтала.
Уже в октябре Наталия танцевала с Рудольфом Нуреевым две миниатюры для телеканала ВВС. Но именно в лондонский театр попасть ей не удалось: балерины поставили руководству ультиматум: или они, или Макарова. Балерины написали заявление с угрозой уволиться в тот же день, когда «русская выскочка» будет принята на работу. Такая же история произошла и с Парижским театром. Она была разочарована, но вскоре пришло приглашение из Американского театра балета, и Макарова отправилась за океан.
Много лет спустя она признается: ей сложно было привыкнуть к тому бешеному ритму работы, которого требовали новые условия. Пришлось разучивать множество партий, изучать стили и направления, доселе ей неизвестные. Но именно за этим она и приехала, чтобы иметь возможность никогда не останавливаться на достигнутом, постоянно двигаться вперёд. Балерина трудилась едва ли не круглосуточно.
Ей покорились лучшие театральные сцены, а зрители во всём мире овациями встречали выступления выдающейся балерины Наталии Макаровой.
Самое большое счастье
Несмотря на успех, самым счастливым событием в своей жизни балерина называет появление на свет ребёнка, её единственного сына Андрея в 1978 году. За год до эмиграции она развелась со своим вторым мужем режиссёром Леонидом Квинихидзе, а в США встретила свою судьбу, бизнесмена Эдварда Каркара. Он бережно хранил автограф балерины, полученный ещё в те годы, когда они не были знакомы. А после переезда Наталии в США неизменно посещал все спектакли с её участием, пока не решился познакомиться с русской красавицей.
Их роман продлился 4 года, после состоялось венчание в церкви, где корону над ней держал Михаил Барышников, с которым Наталия подружилась ещё в Ленинграде. Балерина неустанно повторяет, что её супруг – это её главная опора в жизни. Он тонко чувствует её саму, вдохновляет на новые и новые подвиги и поддерживает все начинания.
Когда Андрей появился на свет, Наталия Макарова поняла: это и есть настоящее счастье. Крёстной мамой малыша стала сама Жаклин Кеннеди. Они не были дружны, но часто пересекались во время гала-концертов. На одном из них Наталия и Жаклин Кеннеди сидели рядом, и она с интересом расспрашивала балерину о сыне, только появившемся на свет. Наталия Макарова рассказала о предстоящем крещении малыша и в шутку предложила Кеннеди стать крёстной мамой. Та с радостью согласилась.
После рождения Андрея балерина очень быстро восстановила форму и отправилась снова покорять вершины балетного искусства. Её сын мог бы тоже танцевать, у него были для этого все данные, но Андрей пошёл по стопам отца и занялся инвестиционным бизнесом.
В 1982 году выдающаяся балерина дебютировала на бродвейской сцене в мюзикле «На пуантах», и роль Веры Бароновой принесла ей несколько серьёзных наград.
Замыкая круг
Спустя 18 лет после эмиграции Наталия Макарова получила возможность выступить в Лондоне вместе с труппой родного Кировского театра, а в 1989 году снова вышла на ленинградскую сцену. Как признаётся сама балерина, она поняла, что круг замкнулся. Она вновь была в театре, где делала свои первые шаги в искусстве, а в ложе сидела мама, с которой они не виделись почти 20 лет. Мама плакала от счастья, а сама Наталия Романовна поняла, что пора остановиться. Кажется, именно тогда она приняла решение оставить сцену, пишет kulturologia.ru.
После завершения карьеры балерины она занималась постановками в театрах разных стран, а ещё изредка снималась в кино и выходила на театральную сцену в качестве драматической актрисы.
Наталия Макарова сегодня живёт в собственном доме в Сан-Франциско, где на участке у неё есть берёзовая роща, напоминающая родные пейзажи, и небольшая деревянная церковь.