Актера называют одним из самых одаренных представителей своего поколения, его палитра невероятно широка, но почему-то лучше всего ему удаются роли странных персонажей.
Уходящий год принес актеру Хоакину Фениксу довольно серьезное разочарование. Фильм «Джокер», в котором он сыграл главную роль, победил на Венецианском кинофестивале, а самого Феникса актерским призом не отметили, несмотря на бесспорно выдающуюся игру. Но дело не в том, что его таланта не хватило членам жюри.
Просто правила фестиваля таковы, что фильм может получить либо «Золотого льва» в целом, либо Кубок Вольпи для актера или актрисы, и картине решено было отдать более значимый приз. Так что главные награды Хоакина за эту роль все еще впереди. В каком-то смысле, они станут подарком к его юбилею, ведь сегодня Фениксу исполняется 45 лет. Он, безусловно, один из самых одаренных актеров своего поколения и в его арсенале масса выдающихся ролей. Но лучше всего ему удаются образы людей со странностями и глубокими травмами, в которые он не боится погружаться с головой. В честь дня рождения артиста вспоминаем пятерку самых странных его персонажей.
Хоакин Феникс, «Я все еще здесь»
Это, пожалуй, самая странная картина в фильмографии Феникса. Даже несмотря на то, что он играет самого себя. Конкретно так слетевшего с катушек самого себя. Ради создания фильма актеру пришлось несколько месяцев вообще не выходить из образа – ходить небритым, не стриженным, не расчесанным и пугать окружающих необъяснимыми выходками. По сюжету все начинается с того, что Феникс публично объявляет о завершении актерской карьеры и намерении записать рэп-альбом. Именно это он и сделал на самом деле в октябре 2008 года, поставив голливудскую прессу в тупик.
После этого актер начинает погружаться в безумие – всюду ходит и бубнит себе под нос свои странные тексты, преследует Пи Дидди, которого видит продюсером релиза, злоупотребляет наркотиками, максимально неадекватно ведет себя на интервью у Дэвида Леттермана и даже на камеру вызывает проституток. Пока все думали, что за дичь происходит с Хоакином, он вместе с режиссером Кейси Аффлеком потихоньку собирал материал для будущего фильма. То, что получилось, впервые показали на Венецианском кинофестивале в 2010 году, главой жюри которого, к слову, был еще один любитель экранного треша и безумия Квентин Тарантино. Смотреть это мокьюментари по целому ряду причин довольно непросто и это объективно не лучший фильм в карьере сегодняшнего именинника, но Феникс тут совершенно неподражаем, именно потому, что изображает безумную версию не вымышленного персонажа, а самого себя.
Фредди Куэлл, «Мастер»
Сразу следом за «Я все еще здесь» Феникс сыграл одну из лучших своих ролей в непростой драме Пола Томаса Андерсона о становлении странной религиозной организации, сочетающей в себе подходы психотерапии, элементы научной фантастики и структуру, близкую к тоталитарной секте. Хотя прямо в фильме это не озвучивается, речь наверняка идет о зарождении сайентологии и конкретно о фигуре ее создателя – Л. Рона Хаббарда. Героя, который условно его олицетворяет, блестяще сыграл Филипп Сеймур Хоффман.
А Фениксу досталась роль ветерана Второй мировой войны, а ныне пропащего и почти спившегося бродяги, который, попав в организацию, наконец может снова почувствовать себя нужным. Фредди кошмарно много пьет, причем в ход идет не только алкоголь, проявляет неоправданную агрессию и совершенно не умеет общаться с людьми, реагируя на все практически как дикое животное. Он глубоко асоциален и совершенно растерян. Подход и методика Ланкастера Додда (Хоффман) помогает ему встать на ноги, но это все равно не исцеляет его. Поэтому герой Феникса до самого конца фильма остается крайне странным персонажем, затыкающим дыры от одних психологических травм другими травмами.
Теодор Туомбли, «Она»
Еще одна актерская работа Феникса из числа самых лучших – это роль подавленного жизненными обстоятельствами писателя в фантастической мелодраме Спайка Джонза о любви человека и искусственного интеллекта. По сюжету Теодор настолько одинок, что умудряется влюбиться в нечто, не имеющее ни души, ни тела – только женский голос, который он выбрал при настройке. Но в исполнении Феникса это одиночество оказывается совершенно невыносимым. В кульминации оно сменяется беззаветным счастьем, а затем снова скатывается в душераздирающую драму. Несмотря на то, что в партнерши Фениксу достались великолепные Руни Мара, Эми Адамс и сексуальный голос Скарлетт Йоханссон, он делает этот фильм в одиночку. В самых эмоциональных кадрах картины Феникс совершенно один. Он в полном одиночестве горько плачет и в полном же одиночестве заливается счастливым смехом. Что выглядит весьма странно. Как и сама любовь к искусственному интеллекту, впрочем.
Джон Каллахан, «Не волнуйся, он далеко не уйдет»
Художник Джон Каллахан, которого Феникс сыграл в трагикомедии Гаса Ван Сента, – личность реальная. К 21 году он был уже знатным выпивохой и после дня, проведенного в баре, сел в машину с таким же пьяным приятелем, попал в ДТП и остался парализованным ниже головы до самой смерти. Его автобиография легла в основу одноименного фильма. Каллахан признавал, что не умел вовремя останавливаться, поэтому возвращался к выпивке, даже сидя в инвалидном кресле, а бутылки открывал ртом. Феникс воплотил на экране его путь наверх с самого дна.
Отсутствие внутреннего тормоза накладывается у героя на тяжелую депрессию. Буквально за шаг от личной катастрофы он решает, что не даст болезням себя сломить и начинает поиск нового смысла жизни, который находит в рисовании карикатур. К слову, рисунки Каллахана многих бесили своей неполиткорректностью и шутками на чувствительные темы вроде инвалидности или алкоголизма. На что он отвечал, что будет считаться с мнением только тех людей, которые тоже передвигаются в коляске. В отличие от остальных героев этой подборки, Каллахан в исполнении Феникса все же справляется со своими демонами. Очень вдохновляющий фильм о человеке, который чуть сам себя не погубил собственными слабостями, пишет 112.ua.
Артур Флек, «Джокер»
Роль, которая по убеждению многих критиков (и мы с ними на 100% согласны) должна принести Фениксу четвертую номинацию на «Оскар» и в итоге саму статуэтку – это роль клоуна Артура Флека, психически надломленного человека, после череды потрясений перерождающегося в самого могущественного злодея комикс-вселенной DC. До начала съемок скептики утверждали, что Феникс не превзойдет Хита Леджера, сыгравшего эту же роль в культовой трилогии Кристофера Нолана. Но они упускали из виду тот факт, что герои с нестабильной психикой – конек Феникса. Для роли актер сбросил вес, доведя себя до болезненного вида, и в итоге играл даже торчащими лопатками и позвонками.
А еще Феникс научился смеяться пугающим смехом, как человек с подлинным психическим расстройством. Его Джокер рождается из настоящих бед – нищеты, несправедливости и нетерпимости, а не из наивного и глупого падения в чан с химикатами. Некоторые обозреватели критиковали Феникса за то, что он якобы учит зрителей сочувствовать тем, кто чинит насилие. Хотя на самом деле он учит их не толкать на насилие тех, для кого оно может стать единственным выходом.