«Шоколадница»: Сказочная история известнейшей картины Лиотара

Портрет аккуратно одетой молодой девушки, изящно держащей поднос с горячим шоколадом и стаканом воды, является одним из самых известных произведений швейцарского художника Жана-Этьена Лиотара и одним из самых восхитительных полотен Дрезденской галереи.

И история этой картины не менее интересна.

Биография художника

Жан-Этьен Лиотар (1702 — 1789) был швейцарским художником и мастером пастели, наиболее известным своими пастельными портретами в нежных тонах. Будучи гражданином Женевской Республики, он родился и умер в Женеве, но большую часть своей карьеры провел в столицах Европы, где его портреты пользовались большим успехом благодаря натуралистическому стилю, аккуратно выполненным деталям и утонченной пастельной технике. Кроме того, Лиотар работал в Риме, Стамбуле, Париже, Вене, Лондоне и других городах.

2

Стиль живописи Лиотара отразил глубоко нежное, очаровательное и реалистичное представление предметов на картинах. Позже, к 79 годам, поселившись в своей родной Женеве, художник написал «Трактат об искусстве живописи», в которых утверждал, что живопись должна быть зеркалом природы. Это авторское убеждение заметно в его портретах, натюрмортах и ​​поздних пейзажах.

Шоколадница — одна из самых известных его работ и «самая красивая пастель». Лиотар написал «Шоколадницу» в 1743 — 1745 годы во время своего пребывания в Вене при дворе австрийской императрицы Марии-Терезии. Это было время французского рококо, что отразилось на искусстве Лиотара отразить пастельную живопись, в которой эта очаровательная работа была выполнена.

Что общего между «Шоколадницей» и «Золушкой»?

Предыстория написания картины похожа на сказку Шарля Перро о «Золушке». Как звучит легенда, девушка на фотографии, Анна Балтауф, жила в Вене и работала в качестве прислуги в одном из шоколадных магазинов, которые находились на пике популярности во всей Европе в течение XVIII века. Будучи дочерью обедневшего венского рыцаря, у нее было мало шансов на успешное будущее, однако летом 1745 года молодой австрийский принц Дитрихштайн посетил этот магазин.

Принц влюбился в Анну и попросил ее выйти за него замуж. Несмотря на возражения его семьи, «Шоколадница» стала принцессой. В качестве свадебного подарка своей невесте принц заказал портрет у Лиотара, художника венского двора. На картине Анна показана именно в том одеянии, который был на ней, когда ее будущий муж впервые увидел ее.

3

Есть и вторая, более приземленная версия написания картины: вполне возможно, что героиня — одна из придворных девушек венского дворца, поразившая служащего там же Лиотара своей красотой.

Сюжет картины

Мастеру удалось показать столь обычную сцену — подачи шоколадного напитка — как шикарный ритуал. Горничная Анна скромно одета в бледно-розовый богемский капот. Ее декольте покрыто шалью, а фартук завязан на талии. Белый платок покрывает ее плечи, а плиссированный льняной фартук, завязанный вокруг ее талии, опускается на длинную сине-сатиновую юбку, складки которой блестят. Глаза молодой горничной опущены, они находятся в терпеливом ожидании для подачи завтрака.

Дорогая посуда в виде фарфора, украшенного индийскими цветами, лакированный блестящий поднос, дорогой шоколад, доступный лишь избранным, отражают всю роскошь утра для человека, которому собирается отнести завтрак героиня. В изысканной пастели Лиотара на серебряном блюдце лежит печенье, призванное компенсировать горький вкус шоколада. С этой же целью на подносе находится и наполненный водой стакан.

4

Техника

Пастель написана на пергаменте при чрезвычайно высокой (90%) концентрации пигмента, которая позволяет обеспечивать долговечность и интенсивности цветов и возможность отражать нужные текстуры. Благодаря мастерской технике зрители могут наслаждаться нежнейшими тонами и безупречным качеством даже спустя 280 лет.Картина почти лишена теней, с бледным фоном. Свет из окна отражается в стакане воды. Этот шедевр раскрашен в полутона и идеально моделируется с использованием пастели на пергаменте.

Коммерческая роль «Шоколадницы»

Это великолепное произведение искусства послужило вдохновением коммерческих продаж шоколада. В 1881 году Генри Л. Пирс, президент шоколадной компании «Baker’s Chocolate», посетил картину в Дрезденской художественной галерее и был очарован ею. Он сразу же зарегистрировал La Belle Chocolatière в качестве одного из первых товарных знаков в США, и с тех пор имидж «Шоколадницы» украшает коробки и упаковку компании. Оригинальный портрет принцессы Дитрихштайн, Шоколадницы, до сих пор висит в Дрезденской галерее, где он остается одной из самых популярных достопримечательностей музея, пишет kulturologia.ru.

5

«Шоколадница» оказала огромное влияние в свое время — она считается самой красивой пастелью из когда-либо написанных современной — и остается значимой и ценной сегодня.