25 и 26 сентября в Оперном Театре Тель-Авива будет представлен уникальный балет «Тевье» в исполнении знаменитого Театра Базель из Швейцарии. В гастролях в Израиле примет участие и клезмерский ансамбль «Коль симха» из Швейцарии. Выступления знаменитого Театра балета «Базель» приурочены к 70-летию установления дипломатических отношений между Израилем и Швейцарией.
Символично, что именно из Базеля к нам едет уникальная постановка «Тевье». 121 год назад в этом городе, во время Первого сионистского конгресса, Теодор Герцль стоял на балконе гостиницы «Три Короля» и любовался Рейном.
Театр Базеля, основанный в 1843-м году, — крупнейший театр в Швейцарии, славящийся разнообразием своего репертуара и любовью к инновациям. Спектакли идут в двух зданиях и на четырех сценах. В 2018 году это знаменитое культурное учреждение получило звание «Театра года» по результатам опроса критиков, проведенного специализированным берлинским журналом «Театр сегодня». Так что, часто споры, что самое интересное в Базеле – кафедральный собор или фонтан Жана Тэнгли, заканчиваются неожиданным выводом, что самое интересное – это Театр Базеля, балетной труппой которого руководит хореограф Ричард Уэрлок, прозванный «нежный новатор», интерпретирующий литературные произведения, но без ностальгического романтизма.
Стиль современной хореографии Уэрлока сочетается с глубокой, но легкой для восприятия музыкой Оливье Труана, который написал партитуру для этого нового балета по заказу Театра Базеля, сочинив захватывающую музыку, стилистически подобную музыке мира, сочетающую в себе еврейские музыкальные традиции и фольклор стран южной Европы, балканский стиль с джазовыми импровизациями и заимствованиями из западной классики для создания «современного клезмера». В сочетании с этой захватывающей музыкой новый балет Ричарда Уэрлока стал из кажущейся поначалу характерной картины непростой жизни местечка вихрем виртуозности и бурной радости танца. Оливье Труан – известный в Швейцарии джазовый музыкант и композитор. Труан известен и тем, что написал музыку мюзикла о Мерилин Монро. Также Оливье Труан пишет и исполняет клезмерскую музыку.
Стоит отметить, что Ричард Уэрлок переписал не только «Тевье-молочника» Шолом-Алейхема, но и историю Балета Базеля. За 15 лет руководства труппой этот амбициозный хореограф собрал ансамбль, обладающий высочайшим техническим мастерством, один из лучших в мире нео-классики и современного танца. В течение многих лет Уэрлок придерживался концепции сочетания небольших абстрактных современных произведений и «полнометражных» сюжетных балетов. Опираясь на наследие классического танца и современный балетный лексикон, он создал наполненную энергией хореографию своих балетов-повестей и адаптаций великой классики. Создал новый хореографический язык – естественный и человечный, свободный от опеки традиционных современных техник.
Ричард Уэрлок, англичанин по происхождению, закончил балетную Школу Мари Рамбер в Лондоне, в одноименной труппе — старейшей из ныне существующих танцевальных трупп Великобритании — перетанцевал постановки всех современных хореографов. Скитался по свету, руководил балетными труппами Хагена и Люцерна, получил множество премий и ставил спектакли от Роттердама до Румынии. И что интересно – сотрудничал (правда, уже давно) и с труппой Израильский Кибуцный балет.
Как только не преобразовывалась на экране и на сцене повесть «Тевье-молочник» Шолом-Алейхема за более чем век, прошедший с момента ее издания. Само произведение Шолом-Алейхема так многогранно, что из него можно «извлечь» самые разные темы. Прошло более века, а люди, читая и смотря «Тевье-молочника», продолжают плакать и смеяться – значит, это классика. А классика принадлежит всем — в том числе, и всем жанрам. Можно долго перечислять киноверсии, музыкальные и театральные воплощения этой знаменитой повести, но пока расскажем именно о балетной постановке, родившейся в 2015 году (через 100 лет после выхода в свет «Тевье-молочника») в одном из крупнейших театров Европы – в Театре оперы и балета Базеля, когда хореограф Ричард Уэрлок перенес историю героя классической идишской литературы на балетную сцену нео-классики и современного танца.
Радость, страдания, любовь — все нашло отражение в балете «Тевье», как и тема традиций, веры, обычаев и ритуалов, которые столь часто вызывали еще во времена Шолом-Алейхема внутренний бунт в самой еврейской среде. Премьера «Тевье» прошла в Базеле 20 ноября 2015 года. Мастерски поставленный балет имел мгновенный успех. Либретто построено на личной драме Тевье, видящего, как распадается его семья, как забирают его дом, но не теряющего веры в Бога и неисчерпаемое чувство юмора. В интерпретации Уэрлока история Тевье-молочника превратилась в своеобразный памятник затерянному миру штетла, но без какого-либо ностальгического романтизма или претенциозности. Нет идиллии, а есть горькая реальность жизни евреев Восточной Европы: революции, погромы и изгнание. Тевье стоит перед дилеммой: что выбрать — Бога и традицию или любовь к дочерям? И в то же время, в этом балете много жизнелюбия и надежды. Каждая из входящих в цикл «Тевье-молочник» новелл полна печали, но от прочтения остается настрой позитива. Так и в этом балете – отдельные сцены могут быть трагичны и грустны, но общее впечатление от этого спектакля – светлое, щемящее и сочувственное.
Спонсор проекта – благотворительный фонд швейцарского банка «Дрейфус».
Балет Базеля. «Тевье»
Тель-Авивский Оперный театр имени Шломо Лахата
25 сентября, среда, 20:00
26 сентября, четверг, 20:00
Театр балета «Базель» из Швейцарии. «Тевье»
Хореография — Ричард Уэрлок
Музыка — Оливье Труан
Сценография — Брюс Френч
Костюмы — Кэтрин Воэффрей
Свет — Джордан Туинман
Видео — Брюс Френч, Табея Ротфукс, Жан Жак Шаффнер
Драматургия — Беттина Фишер
При участии ансамбля клезмеров «Коль Симха» («Швейцария»)
Заказ билетов в «Браво»: http://bit.ly/2LYDkRj или в кассе Оперного Театра Тель-Авива: 03-6927777.
Текст подготовила Маша Хинич
Фото: Lucia Hunziker Photography, Ismael Lorenzo
Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting