В советское время существовало немало граждан, которые были крайне недовольны положением дел в стране. Те, кто имел возможность, уезжали на Запад без малейшего сожаления. Как бы власти ни хотели скрыть такие случаи, однако громкие имена беглецов не позволяли умалчивать правду.
Граждане знали о сбежавших артистах и спортсменах, однако как о «предателях и запроданцах». Однако хватало и ученых мужей, незаконно эмигрировавших ради того, чтобы беспрепятственно заниматься наукой. О светлых головах, которые могли бы совершить важнейшие открытия на родине, мы и хотим тебе поведать.
Владимир Ипатьев
Гениальный химик, генерал-лейтенант императорской армии после событий 1917 года отказался эмигрировать с товарищами и остался на родине. Таланту его пропадать было решительно нельзя, поэтому власти предложили Владимиру возглавить Главхим.
Через время Ипатьев осознал свою ошибку, особенно, когда НКВД стал арестовывать его коллег и задумался о побеге. В 1930 году он добился разрешения на выезд на конференцию в Германию, откуда уже не вернулся.
Ученый страдал раком горла, который оперировать в СССР отказались. Ипатьев перенес успешную операцию в США, где и остался заниматься научной деятельностью.
Георгий Гамов
Гамов происходил из известных русских семей. Отец-учитель не пожалел денег, чтобы он получил отменное образование в России, после чего молодой физик продолжил учебу в Европе.
С приходом советской власти Георгию стало всё сложнее покинуть страну, чтобы посетить очередную научную конференцию за границей. Особенно его раздосадовал запрет на посещение симпозиума в Бонне в 1931 году. Тогда ученый задумался об эмиграции.
Помогло Гамову личное знакомство с Бухариным, у которого он выпросил разрешение на единоразовый выезд в Германию вместе с женой. В Европе он получить постоянную работу не смог, но его настойчиво приглашали в Америку. В Штатах Георгий стал одним из сильнейших физиков-теоретиков и популяризаторов науки.
Михаил Восленский
Восленский был ведущим советским историком своего времени, заведовал кафедрой истории в Университете дружбы народов. Свои работы он посвящал проблемам империализма. Казалось бы, примерный коммунист и гражданин. Однако в 1972 году он выехал на конференцию в ФРГ, откуда не вернулся.
Там Михаил издал книгу «Номенклатура» , в которой описал становление советского правящего класса. На Западе она имела огромный успех, а в СССР, по понятным причинам, была запрещена.
Николай Тимофеев-Ресовский
Выдающийся биолог-генетик большинство своих открытий совершил в Германии. Там он работал с 1927 по 1937 годы, пока ему не приказали вернуться на родину. На тот момент 3 из 4 братьев Николая были арестованы, поэтому он отказался от такого заманчивого предложения.
Так бы и жил Тимофеев-Ресовский на Западе, если бы не упрямство. В 1945 году он отказался бежать из занятой советскими войсками Восточной Германии и был пойман. В СССР его бросили в лагерь, однако в 1947-м отправили на секретное предприятие для разработки атомной бомбы.
Алексей Чичибабин
Образование Алексей получил еще в царской России. С приходом советской власти для него ничего не поменялось: он был профессором кафедры химии Московского технического училища.
В 1930 году он получает приглашение от французской фармацевтической компании возглавить химическое производство. Недолго думая, Чичибабин уехал. Советское посольство потребовало его возвращения в 1936 году, однако он отказался. Профессора лишили звания члена Академии наук СССР и гражданства.
Виктор Корчной
Имя Виктора Корчного, который представлял СССР на международных шахматных турнирах, после его бегства стало ругательством. СМИ замалчивали его успехи, а власти по полной насели на семью спортсмена.
Впервые покинуть Советский Союз Виктору предложили в 1966 году в Германии. Он отказался, о чём потом сильно сожалел. В СССР была политика смены поколений спортсменов новыми, что никак не устраивало Корчного. Он хотел играть в шахматы, пишет boom.ms.
После того как его вынудили сдать матч Карпову, он решительно собрался бежать. Однако последствия побега Виктора сильно навредили его семье: жену сделали невыездной, а сына исключили из университета и призвали в армию.