Яир Йехезкель Халбали, утонувший в Эйлате во время дайвинга, спас не только жену президента Израиля Нехаму Ривлин, которой пересадили его легкое, но и еще 5 человек.
В начале этой недели в доме президента Израиля раздался долгожданный звонок. Звонил лечащий врач жены президента Нехамы Ривлин, который сообщил, что после нескольких лет ожидания найдены подходящие для нее донорские легкие. Но не только Нехама получила той ночью подобный звонок. В ходе «марафона трансплантаций», прошедшего в последние дни, шесть человек были возвращены к жизни благодаря органам Яира.
В больнице «Бейлинсон» в Петах-Тикве, крупнейшем и ведущем центре трансплантологии в Израиле, еще остаются четыре реципиента: Нехама Ривлин, которой было пересажено легкое Яира; Илана Свиса, 69 лет, из Холона, получившая второе легкое; 30-летний Галь Масика, которому пересадили поджелудочную железу; и 36-летний Кфир Берковиц, перенесший трансплантацию печени и почки одновременно.
В больнице «Шиба» (Тель-а-Шомер) 26-летней Амаль было пересажено сердце.
Самой молодой из получивших органы Яира – 15-летней Оле Араши была пересажена почка в больнице «Шнайдер» в Петах-Тикве.
«Несмотря на тяжесть потери, мы понимали всю важность пожертвования органов нашего Яира», — сказала корреспонденту ynet старшая сестра погибшего Амит
«Это именно то, чего хотел бы мой брат: чтобы так мы поступили после его смерти. Он просто не успел подписать карточку добровольного донора органов «Ади». Если бы он только знал, сколько людей удалось спасти благодаря пожертвованию его органов, он бы, вероятно, улыбнулся. Мы знаем, что одно легкое было пересажено жене президента Израиля, и, конечно, это вызывает в нас бурю чувств».
«Трансплантация органов — это длительный и сложный процесс, который иногда включает в себя несколько одновременных пересадок и может сравниться с военной операцией, — рассказывает доктор Юрий Пейсахович, ведущий трансплантолог отделения трансплантации сердца и органов грудной клетки в больнице «Бейлинсон». — После получения сообщения о том, что семья умершего человека согласилась пожертвовать его органы, координатор пересадок немедленно предупреждает возможного реципиента и начинает процесс подготовки к трансплантации. В то же время медицинская бригада отправляется в больницу, где произошло пожертвование, для извлечения органов».
«Нет большей привилегии, чем привилегия спасать жизни, — добавляет д-р Эвьятар Нешер, директор отделения трансплантации органов в «Бейлинсоне». — Отрасль трансплантологии органов требует полной самоотдачи и преданности работе – круглосуточно, в выходные и в праздники. Но в тот момент, когда вы видите, как пациент встает и возвращается к нормальной жизни, приходит понимание, что оно того стоило».
Илана Свиса: «Подарок от бога»
В реанимационном отделении больницы «Бейлинсон», где была проведена большая часть пересадок, 69-летняя Илана Свиса из Холона лежит неподалеку от жены президента Нехамы Ривлин. Илана — мать двух дочерей и бабушка трех внуков. Авраам, ее муж, не отходит от ее кровати.
Полтора года назад Свиса перенесла болезнь, которая привела к сильному отеку в одном из легких. 24 часа в сутки она была вынуждена пользоваться кислородным баллоном.
«Илана получила тот самый долгожданный звонок в воскресенье в 20:00, — вспоминает Авраам. — Мы долго ждали, когда это произойдет, и на том конце линии будет доктор с сообщением, что орган для трансплантации найден. К сожалению, я не был дома в то время. Звонок вызвал у жены практически истерику, и я полетел домой чтобы обнять ее и быть рядом. Незадолго до прибытия в больницу, жена улыбнулась мне и сказала: «Посмотри, какой подарок я получу в свой 69-й день рождения. Я не могла просить у бога большего дара, чем этот». И действительно, 18 марта моей любимой жене исполнится 69 лет. Я желаю ей скорейшего выздоровления. Мы еще не встречались с семьей донора, я только читал о Яире в газете. Я очень им сочувствую, мое сердце с ними. Родителям нужно обладать огромным мужеством, чтобы пожертвовать органы сына, и я им очень благодарен. Я слышал, что Яир не успел подписать карту донора «Ади», и теперь я сам обязательно ее подпишу».
По словам врачей, через неделю после операции Илану Свиса переведут в отделение пульмонологии, где она продолжит лечение иммунодепрессантами.
Ола Араши: «Смешанные чувства»
Ола Араши, самая молодая из реципиентов, получила одну из почек Яира. Девушка живет в Кафр-Миср, она младшая из 10 детей. Два года назад Ола заболела почечной недостаточностью и с тех пор проходила процедуры диализа.
«В воскресенье в час ночи нам позвонила ответственная за трансплантацию в детской больнице «Шнайдер» и сказала, что мы должны в течение полутора часов добраться туда, так как найден донор для пересадки. Этого звонка мы ждали каждый день, и вот он прозвучал», — говорит старший брат девушки Ахмед.
«Мы с мамой немедленно взяли Олу и на машине полетели в больницу. Не могло быть ничего более радостного для моей сестры, но, конечно, мы испытывали смешанные чувства. Сестре было страшно отправляться на операцию. Мы успокоили ее. Я пообещал Оле, что не оставлю ее, пока она не уснет в операционной, а когда ее привезли в послеоперационную комнату, я уже ждал там. Сегодня она все еще находится в реанимации, но в течение трех дней ее переведут в отделение для дальнейшего наблюдения. Потом она вернется домой, где продолжит принимать лекарства. Я молюсь, чтобы все было в порядке. Мы получили огромный подарок – спасение жизни. Когда Оле станет лучше, мы бы хотели встретиться с семьей Яира. Теперь моя сестра сможет жить долго, однажды стать матерью и порадовать родителей внуками. Да ниспошлет Б-г здоровья ей и всем, кому пересадили органы Яира. Я всегда говорю, что евреи и арабы могут нормально жить вместе. Здоровье превыше всего».
Амаль: «Не само собой разумеющееся»
26-летняя Амаль страдала от генетического заболевания, вызвавшего увеличение сердечной мышцы втрое против нормального. В результате у нее развилась тяжелая сердечная недостаточность. За последние два месяца ее состояние сильно ухудшилось, и ее спасла только трансплантация сердца Яира.
«Они подарили мне жизнь, — сказала Амаль. — Я очень благодарна семье Яира, это вовсе не само собой разумеющийся поступок. Дай бог им силы справиться с потерей. Я была бы очень рада встретиться с ними и поблагодарить их лично. Я очень надеюсь, что многие люди узнают об их благородном поступке, будут следовать их примеру, и так удастся спасти больше людей».
Амаль живет со своей семьей в деревне на севере страны. «Два месяца назад она несколько дней чувствовала давление в голове и вдруг потеряла сознание, — рассказывает муж женщины. — Врачи сказали, что ситуация серьезная. Ее перевели в больницу «Шиба», где она ждала срочной трансплантации».
По словам врачей, если бы донор не был найден в ближайшее время, все могло бы закончиться трагически.
«Мы все — люди, — говорит отец Амаль. — Здесь нет ни арабов, ни евреев. Мы все одинаковые. Мы все едины. Отныне Яир – и мой сын. Мы очень благодарны его родителям и разделяем их скорбь. Я плачу о его смерти, но так решил бог, не мы. Когда моя дочь, с божьей помощью, родит сына или дочь, она назовет его или ее Нур (арабск. «свет») в честь Яира (ивр. «тот, кто будет светить»). Мы надеемся, что его семья примет нашу просьбу о встрече. Мы получили сердце их сына, он живет в нас. Благодаря им, благодаря богу и их сыну моя дочь жива».
«Я знаю, как больно матери, которая теряет ребенка, и у меня нет слов, чтобы поблагодарить мать Яира – от своего имени, от имени моей дочери и от имени всей моей семьи», — со слезами на глазах говорит мать Амаль.
Галь Масика: «Я сильно страдала»
«В шесть минут после полуночи раздался телефонный звонок: срочно приезжайте в больницу, нашелся подходящий донор», — рассказывает Ави, муж 30-летней Галь Масика, которой пересадили поджелудочную железу Яира.
С 13 лет Галь болела юношеским диабетом и регулярно получала уколы инсулина. Во время беременности она страдала тяжелой преэклампсией, и в результате ей потребовалась трансплантация почки. Но самочувствие женщины продолжало ухудшаться.
«Два месяца назад мы получили звонок, что найден донор поджелудочной железы, — вспоминает Ави. — Мы прибыли в «Бейлинсон», однако из-за состояния здоровья Галь пересадку отменили. Но на сей раз нам повезло».
«Это хорошая новость для нас, но в то же время мы волновались. И то, что умер молодой человек, орган которого пересадили моей жене, тоже не добавляло нам радости. Я бы хотел встретиться с родителями Яира, обнять их и поблагодарить. Сказать, что их сын в раю, и мы всегда будем помнить его. Галь потеряла мать, скончавшуюся от рака, когда ей было всего три года. Она боялась, что и ее ребенок будет расти без матери, а сейчас наша дочь получила мать в дар. Галь сильно страдала в последнее время, это была не жизнь. После пересадки почки она не работала, постоянно вводила инсулин, была очень слабой. И наша дочь все это видела».
Кфир Берковиц: «Все слабее и слабее»
36-летний Кфир Берковиц из поселка Эзер страдал врожденной аномалией почек.
В возрасте четырех лет ему сделали первую пересадку почки. Потом он перенес еще одну трансплантацию этого органа и следующие двадцать лет спокойно жил без больниц. Но в последнее время стало ухудшаться состояние его печени, и почка, которая прослужила 20 лет, тоже начала работать хуже. «Мой Кфир становился все слабее и слабее, — говорит его мать Маргалит. — Нам было ясно, что следующая возможность спасти его — это комбинированная операция, которая включает пересадку почки и печени одновременно. Выбора не было, нам оставалось только ждать. И вот раздался долгожданный звонок. От благородных людей мы получили печень и почку. Я улыбаюсь и плачу одновременно. Я слышала, что органы того же донора пересадили и арабам. Но ведь не важно, чей ребенок стал здоровым. Мы все матери. Мы все хотим, чтобы наши дети были здоровыми, как еврейская мать, так и арабская. Теперь мы молимся и ждем улучшения состояния Кфира в палате интенсивной терапии, откуда его переведут в обычное отделение для дальнейшего выздоровления».
Подписаться на карточку донора органов «Ади» можно на русском языке в интернете по адресу: http://adi-card.org
Ответы на любые вопросы о трансплантологии в Израиле, которые остались неосвещенными в статье, вы можете получить на странице «Ади» в Фейсбуке