Истории известно бесчисленное множество случаев, когда населенные пункты по той или иной причине переставали существовать. Они преобразовывались, меняли свой статус или название, посыпались пеплом вражды, разрушались и отстраивались заново…
Но некоторые из погибших городов остались практически неизменными со времен своего расцвета, превратившись в таинственных призраков.
Город на скале
Средневековый итальянский город Крако может похвастаться богатой историей, ценными памятниками и образцами уникальной архитектуры. Здесь в свое время правили потомки могущественных династий и творили знаменитые художники. Крако очень красивый и привлекает много отважных туристов, а также нередко попадает в объектив кинематографистов. Город был построен на отвесной скале и занимал стратегически важное место. Однако в XIX веке расположение потеряло свою ценность, и жители постепенно стали переезжать. Окончательно Крако опустел в 1980 году, когда после природного катаклизма стало ясно, что скала, на которой он стоит, может обвалиться в любой момент. Именно поэтому сейчас в Крако не бывает официальных экскурсий: люди — в том числе съемочные команды — посещают его на свой страх и риск.
Последствия лихорадки
Золотая лихорадка «вспыхивала» в разные времена в разных местах и везде оставляла свои следы. Больше всего «очагов» Золотой лихорадки образовалось в США: люди находили месторождение золота, строили шахты и небольшие города рядом для их работников. А потом, когда добыча драгоценного металла становилась невыгодной, люди оставляли и шахты, и свои дома. В штате Калифорния до сих пор сохранился городок Боди. В нем есть свое отделение банка, методистская церковь, школа, неплохой бар и еще около 170 зданий… нет только людей. Более полувека назад последние жители Боди покинули его. Сухой калифорнийский климат бережно хранит воспоминания о быте его населения, и сейчас там можно зайти, например, в некогда частный дом и увидеть интерьеры и убранство, словно не тронутые временем.
«Сайлент Хилл»
Многие города, образовавшиеся при угольных шахтах, в итоге оказываются покинутыми. Однако жители городка Сентрейлиа, штат Пенсильвания, оставили его по весьма нетривиальной причине. В 1962 году Городской Совет решил очистить городскую мусорную свалку, и после того, как мусор подожгли, не заметили, как тлеть начали более глубокие его залежи, а потом жар перешел и в заброшенные шахты под городом. С тех пор там разгорается подземный пожар: в нескольких местах в асфальте появились большие трещины, из которых идут струйки дыма, а в воздух попадает большое количество угарного газа. Впрочем, большинство жителей Сентрейлиа покинули город только в 1984 году, когда государством было организовано переселение горожан. Необычное явление подземного пожара прямо под городом вдохновило создателей знаменитой компьютерной хоррор-игры «Сайлент Хилл».
Пустынный курорт
В 1970-х одним из популярных и востребованных курортов для пляжного отдыха в Средиземноморье был квартал Вароша на Кипре. Здесь строились роскошные многоэтажные отели, в которые приезжали отдыхать Бриджит Бордо и Элизабет Тейлор. Вароша опустел в одночасье — 20 июля 1974 года, когда жители города были эвакуированы под натиском турецкой армии. Через десять лет ООН установила, что Вароша может быть заселена исключительно ее прежними жителями, а так как квартал остался на турецкой территории, его огородили и закрыли для входа. За время «отчуждения» местности дороги здесь потрескались и сквозь трещины проросли деревья, постепенно заполняя улицы. Пока там никто не живет, природа медленно возвращает город себе, разрушая некогда роскошные здания.
Потопленная деревня
Холсэндз — небольшой и некогда уютный рыбацкий городок в графстве Девоншир в Юго-Западной Англии. Его немногочисленное население спокойно существовало несколько веков, пока в 1896 году не было решено расширить верфь, что находилась неподалеку. В результате работ прямо у городка пляж начал обваливаться, а вода — приближаться к жилым домам. В итоге во время шторма 26 января 1917 года большая часть Холсэндза оказалась буквально смыта в море. Население переехало в более безопасное место, и теперь о том, что здесь некогда жили люди, напоминают только руины небольшой часовни и несколько домов, обросших зеленью.
Город, в котором никогда не жили
Большинство городов-призраков образовались из-за того, что их жители по тем или иным причинам массово переехали. Однако в Китае стоят кварталы и даже города — полностью застроенные, с готовой и продуманной инфраструктурой, но совершенно пустующие. Образовались они в результате строительного бума, начавшегося в стране около 20 лет назад. Так, в городе Ордос, рассчитанном на полмиллиона жителей, до сих пор живут единицы. Многие китайцы купили здесь квартиры, надеясь, что цены на них когда-нибудь вырастут, однако так и не переехали из своих прежних домов.
Мертвый город атомщиков
Припять была построена на одноименной реке в 1970 году недалеко от одной из самых крупных АЭС в Европе. Здесь жили атомщики и их семьи, и в течение нескольких лет население постоянно росло. Город динамично развивался до печальной даты — 26 апреля 1986 года. Его жителей эвакуировали из-за чрезвычайного происшествия, и с тех пор здесь никто не живет. Теперь Припять считается городом-музеем: в ней сохранились жилые здания, школы, городской парк, дворец культуры. Все они поочередно приходят в аварийное состояние и постепенно разрушаются природой, пишет cosmo.ru.
Умирающий мегаполис
Огромный Детройт сначала был фортом, основанным французским колонизатором. В 1760 году он стал частью британской колониальной империи и с тех пор начал расти. Благодаря своему расположению Детройт к XIX веку стал крупным транспортным узлом и центром кораблестроения. А после того как Генри Форд, братья Додж, Паккард и Крайслер отстроили здесь свои заводы, Детройт превратился в автомобильную столицу мира. Город «цвел» до второй половины XX века, когда большая часть его населения постепенно стала перебираться в пригород. Нефтяной кризис 1973 года еще сильнее ударил по Детройту, когда закрылись несколько автомобильных заводов. Сейчас в городе стоят тысячи пустующих зданий — как жилых, так и общественных, однако совсем «призраком» его еще нельзя назвать. Быть может, когда-нибудь инициативы городской администрации по привлечению в Детройт жителей все-таки вернут его к жизни.